Что ожидает Балаклаву?
Замгубернатора Севастополя Мария Литовко рассказала о планах реконструкции бухты с древней историей и неповторимой природой.
В конце 2020 – начале 2021 года «Литературная газета» опубликовала материалы, решительно осуждающие планы реконструкции Балаклавы – бухты Севастополя с уникальной природой, историей, архитектурой. Профессор МАРХИ Ирина Коробьина (№ 51–52, 23.12.2020) и севастопольский архитектор Александр Гладков (№ 1–2, 13.01.2021) подвергли резкой критике планы властей и лично замгубернатора Марию Литовко, которая представляла проект общественности.
Презентуемую «визуализацию» эксперты оценили как безвкусицу, сделанную случайными, некомпетентными людьми, далёкими от понимания законов архитектуры и гармонии. Высказывались опасения, что строительство яхтенной марины и обустройство набережных в стиле Арабских Эмиратов – с белой плиткой и пальмами, – по сути, уничтожит уникальное историко-природное явление, воспетое великими русскими писателями и художниками. Если подытоживать пафос критики – главная проблема в том, что власти не удосужились обратиться к профессионалам, что руководители проекта, похоже, вообще не понимают, что такое архитектурная концепция и зачем нужен архитектор как творческая и организующая единица.
Прошёл год, проект – на новой стадии. В продолжение темы публикуем беседу Ольги Ковалик с заместителем губернатора Севастополя Марией Литовко, которая предлагает своё видение проблемы и рассказывает о планах реализации федерального проекта комплексного развития Балаклавы.
Пятый год Мария Александровна живёт масштабным замыслом, благодаря которому, как многие надеются, крайне запущенная инфраструктура Балаклавы претерпит тотальную реконструкцию, что позволит возродить всемирно известный город, подчеркнуть его великую и пленительную историю, вернуть неповторимое очарование.
– Каким образом пересеклась ваша судьба с древним легендарным местом у самого Чёрного моря?
– В конце 2016 года президент поручил правительству России разработать программу гражданского развития Балаклавы. Соответственно, проект стал приоритетным. На тот момент я уже семь лет работала в яхтенном бизнесе, набиралась опыта в странах Карибского региона и Европы, поэтому знала дело «с земли». В 2010 году я стала директором международной яхтенной компании и с рабочей целью посетила 65 государств, где досконально ознакомилась с этим видом деятельности, включая его законодательство, накопила связи и в результате приобрела авторитет одного из лучших экспертов в России. Вернувшись на родину, я открыла свою собственную яхтенную компанию.
– Вам тогда было 26 лет?
– Да, и я уже управляла флотом, формировала собственные базы, с нуля поднимала филиалы, например, в Испании, где они весьма успешны.
– То есть направления яхтенной инфраструктуры, яхтенного бизнеса международного уровня были в вашей компетенции?
– Да, поэтому меня пригласили в Севастополь для консультации. Когда открылась возможность применить весь свой наработанный опыт и знания в реализации важной государственной задачи, я не могла отказаться от предложения возглавить проект.
– Судя по всему, вы переживаете серьёзный «роман» с Балаклавой.
– Вы тонко подметили: этот город не просто цепляет, а вызывает желание принести ему пользу. Помню, как я, поднявшись наверх, к башне Чембало, взглянула на всю роскошную бухту, и у меня перехватило дыхание. Тем более досадными показались тёмные пятна инфраструктуры, которые уже невозможно затушевать или прикрыть красотой окружающей природы. Тогда мне захотелось, чтобы этот бриллиант приобрёл достойную оправу, не теряя при этом ландшафтной, исторической и культурной уникальности. Я не планировала переезжать в Севастополь. Государственная служба, тем более должность заместителя губернатора, не входила в мои планы. Однако во мне крепло желание поднять в России яхтенный туризм, который у нас просто отсутствует. А ведь мы имеем одну из самых больших прибрежных зон, и яхтенная марина может успешно развиваться не только на южном направлении, но и на севере, как, например, в северных европейских странах, где яхтенный чартер очень популярен. На встрече В.В. Путина с общественностью Крыма и Севастополя я озвучила тему создания современного яхтенного направления.
– Помню ваше выступление в марте 2019 года. Вы представили проект балаклавской марины не как элитарный, а насущный для города, жители которого укоренились в мысли о неких олигархах со своими дорогущими яхтами, перекрывающими доступ к морю и вообще всё пространство набережной.
– Опасения людей можно понять, ведь само слово «яхта» ассоциируется с богатством. Но уже сейчас в Балаклавской бухте находится марина – порт для маломерных судов и яхт. Мы пытаемся разными способами объяснить, что, преображая уникальную бухту, для нас важно сохранить её историческую и природную ценность. При этом набережная должна получить инфраструктуру, которую заслуживает. У меня сердце кровью обливается с первого дня, как я узнала об отсутствии банальной системы для слива серых и чёрных вод, формирующихся на судах. Из-за недобросовестных владельцев всё это оказывается прямо в бухте или при выходе из неё, что недопустимо, особенно при наличии там пляжей. Поэтому перед нами стоит задача создания в марине необходимой очистной системы, санузлов, душевых. Сейчас в Балаклаве есть один общественный туалет, ещё несколько – в ресторанах.
Помню, какое ужасное впечатление производили сувенирные палатки, уродующие набережную Назукина. Они словно перенеслись с рынков 1990-х годов. Путём переговоров мы добились создания на месте палаток павильонов в едином стиле, где развернулась ярмарка сувениров. Причём были соблюдены интересы всех предпринимателей. Также мы нашли понимание у владельцев кафе, которые обустроили выходящие на набережную летние террасы в приличном архитектурном виде. Аккуратный вид мест торговли и общественного питания привлекает посетителей, а значит, возрастает выручка. Идеально все выглядит? Нет. Но если сравнить нынешнее состояние набережной и недавнее – разница ощущается. Мы сделали всё, что было возможно в тех условиях и предлагаемых обстоятельствах.
– Состояние Балаклавы и её прибрежной зоны удручающее. Это касается и памятников архитектуры. Достаточно посмотреть на руины кинотеатра «Родина» или охотничьего домика Юсупова. Сколько нужно ресурсов для того, чтобы всё это поднять из пепла. Поэтому лично я приветствую проект яхтенной марины, коль он станет градовосстанавливающим.
– В Балаклаве около сорока объектов культурного наследия, некоторые из них разрушающиеся, и все они требуют особого подхода. Уже завершилось проектирование реставрационных работ кинотеатра «Родина». Сумма получилась внушительной, и сейчас мы определяем источник средств – федеральный или инвестиционный. Юсуповский домик до недавнего времени был в частных руках, и собственник даже не пытался остановить его разрушение. Я обратилась в Севнаследие с просьбой инициировать необходимую административную процедуру, чтобы выявить владельца и через постановление дать ему полгода на исправление. После этого мы зашли в суд и, по закону о культурном наследии, через несколько лет было принято разрешение об истребовании объекта в государственную собственность. Только теперь можно привлекать инвестора для его реставрации. Государственных денег на все объекты не хватит. А сделать надо очень много.
Вспомните, совсем недавно в Балаклаве стояла дробильно-обогатительная фабрика, что у человека, впервые приехавшего в это дивное место, вызывало ужас. Ну разве можно рядом с бухтой такой красоты поставить железную махину, которая нещадно гремит и пылит? Благодаря поддержке жителей, настойчивости правительства Севастополя и определённым процессуальным действиям мы заключили специальный инвестиционный контракт, и Рудоуправление эту фабрику убрало. Образовавшийся пустырь ещё ждет своего развития.
– Что вы планируете разместить на этом месте?
– У нас там будет одна из рекреационных зон. Мы поставили перед собой цель создать в районе бухты как можно больше объектов рекреационного назначения. Сейчас в Балаклаве есть всего несколько отелей, куда заселяются на один день, максимум обедают, иногда ужинают. Частный сектор оставляет желать лучшего, о чём свидетельствуют комментарии отдыхающих. А простая экономика туризма такова: если экскурсанты приезжают в город без ночёвки, то средний чек, а значит, деньги, поступившие в экономику региона, будут в три раза меньше. Наша задача – соблюсти баланс между туристами, которые получат возможность по максимуму потратиться на свой отдых, и балаклавскими жителями. Малый бизнес должен прилично зарабатывать не только в высокий сезон, но и в зимнее время.
Чем можно привлечь отдыхающих в самой Балаклаве? Фактически бухтой, по обоим берегам которой невозможно прогуляться из-за большой территории на северной стороне, ещё недавно занимаемой бывшим заводом «Металлист» и погранслужбой. Вот и получается, что люди не могут с удовольствием, без препятствий обойти небольшую по протяжённости береговую линию. Трёхкилометровая набережная, объединяющая две её части – имени Назукина и Таврическую, должна быть местом отдыха. Поддержка президента России помогла найти альтернативные места дислокации всех силовых служб с учётом их повседневных задач, и нам удалось освободить бухту от негражданского направления.
По просьбе местных жителей новая набережная будет зелёная, тенистая, с превалирующей удобной пешеходной зоной, красивым фонтаном, малыми архитектурными формами, стиль которых должен не диссонировать с визуальным образом Балаклавы, а слиться со светлыми фасадами и черепичными крышами сохранившихся старинных зданий. Мы настаиваем на единых исходных требованиях к комфортной городской среде, где набережная скорее дополнение к объектам культурного наследия. Нам очень хочется воплотить идею велодорожек в рамках развития велотуризма и создания новых веломаршрутов, которые могут снизить и транспортную нагрузку, благо климат позволяет кататься почти круглый год.
– А как же обещанные пальмы, ставшие любимой темой севастопольских общественников? И вообще, как вы реагируете на критику, которая неизбежна при работе над резонансным проектом?
– Сейчас я уже меньше обращаю внимания на негатив по отношению лично ко мне. Хотя изначально у меня, в прошлом человека далёкого от публичности, вызывало недоумение, как можно так откровенно врать. Теперь понимаю: для кого-то фейковые новости – это бизнес или образ жизни.
Если же высказывается критика, то, безусловно, изучаю для выявления конструктивных предложений и дополнительной информации, делаю соответствующие выводы, чтобы использовать в работе. Это нормально, когда во время реализации крупного проекта появляются интересные мысли, к которым мы готовы прислушаться.
Вот вы упомянули пальмы. Мнения по ним разошлись. Но если дендрологи скажут, что это возможно, почему бы нет. Все вопросы мы будем решать в процессе обсуждения и опираясь на доводы специалистов в рамках работы наблюдательного совета.
– Вы формируете наблюдательный совет для того, чтобы во всём спокойно разобраться?
– Да, наблюдательный совет будет создан по инициативе губернатора Севастополя М.В. Развожаева. Нам важно получить обратную связь с самыми разными группами жителей Балаклавы. Именно их суммированное мнение необходимо учитывать, а не узкие интересы отдельных влиятельных лоббистов. Поэтому в наблюдательный совет мы приглашали тех, кто желает серьёзно приобщиться к проекту яхтенной марины. Уверена, что в итоге набсовет сумеет выработать баланс совершенно разных интересов и пожеланий, позиций и направлений, озвученных представителями общественности после знакомства с проектом, который с 2018 года размещён на сайте правительства Севастополя.
Хочу подчеркнуть, что это скорее не проект, а визуальная концепция, которую в процессе обсуждения и во время реализации можно скорректировать. Без этих «картинок» никак нельзя. В них мы должны зафиксировать, в каком направлении идёт наша мысль о единых исходных требованиях к комфортной среде, где не появятся высотки, а обновлённая набережная станет «приложением» к объектам культурного наследия и окружающим зданиям. Поэтому рекомендуемые эскизы в основе своей сохраняют актуальность.
– А какое архитектурное бюро является вашим постоянным партнёром? С кем вы дальше будете вести работу?
– Концепцию развития Балаклавы разрабатывал подрядчик по госконтракту – Проектный институт «Геоплан». Проектную документацию готовили по госконтракту специалисты Группы компаний «Стройгазмонтаж». Строительство будет вести компания «Мостотрест», широко известная по возведению Крымского моста. С ней уже заключён государственный контракт. Мы понимаем, что с таким подрядчиком проект должен быть выполнен качественно и в срок.
Так как бухта не может быть закрыта, нам на реализацию проекта дано 48 месяцев. Этот срок позволяет вести вдумчивую работу. Поэтому всё, что связано с благоустройством Балаклавы – малые архитектурные формы, светильники и прочее, – будет заранее вынесено на совет. Надеюсь, модернизация инженерных сетей ни у кого не вызовет вопросов.
Сейчас мы уже выходим на стройку и начинаем реконструкцию Таврической набережной. Наша задача – завершить её ровно через год. Потом перейдём к другим участкам.
– Можно ли рассчитывать, что возглавляемый вами проект ориентирован на создание образа новой благоустроенной Балаклавы, но с сохранением её архитектурных доминант, камерной атмосферы и традиционного уклада?
– Примерно так. В нашей концепции чётко определено, что создаваемая марина есть ядро, формирующее и развивающее всю окружающую территорию посредством разных инструментов. Так, Подземный музейный комплекс Министерства обороны РФ в результате реконструкции достиг мирового уровня по качеству экспозиции и организации работы с посетителями. Создан прецедент, определивший вектор развития всего культурного пространства Балаклавы. В настоящее время мы ведём переговоры с Министерством культуры России, чтобы Херсонесский музей-заповедник получил средства на благоустройство территории крепости Чембало, где были бы указатели, безопасные тропы, туристический офис. Мы обязаны сохранить подлинные исторические ценности Балаклавы, но в новой, современной огранке.
Предстоит сделать очень много. Мы должны реализовать проект поэтапного создания новейшей инженерной инфраструктуры, которая наконец обеспечит канализацией Таврическую набережную и прекратит историю загрязнения бухты, уже сейчас непригодной для купания. К сожалению, этот отрезок берега мы не можем сделать полностью пешеходным по независимым от нас причинам, но мы его расширим и выделим комфортную зону для пешеходов.
Вершим ли мы революцию? Конечно, нет. Мы трудимся над созданием благоустроенной Балаклавы. И никто не собирается вытеснять местных жителей или упразднять традиционный уклад балаклавских моряков и рыбаков.
– А они смогут ужиться с создаваемой мариной?
– В пиковые нагрузки причал способен вместить 550 лодок. Мы увеличиваем ёмкость до 600 мест. При этом будет частично очищено дно сильно заиленной бухты. Лодки уже с трудом подходят к берегу, и наша задача, чтобы они комфортно швартовались к обеим сторонам бухты, не скучиваясь, как сейчас, в одной её половине. Так получилось из-за специфики размещения судов пограничной службы. Но теперь, когда вся бухта может использоваться для гражданских целей, мы хотим более логично распределить плавпричалы, определив место пассажирской пристани, с которой по традиции будут курсировать катера на знаменитые балаклавские пляжи.
Во время создания концепции марины я общалась с разными группами балаклавцев. Даже в море с рыбаками выходила в феврале 2018 года. Сидя с ними в небольшой лодке, я пыталась понять, как устроена их работа, удобен ли им причал. У меня было много вопросов к тем, кто десятилетиями занимается рыболовством. Вывод я сделала однозначный: они должны продолжить свою деятельность. Мы провели конструктивные переговоры и определили реальный круг задач, включая организацию в марине специального причала для рыбаков с учётом предоставленных ими технических характеристик.
Балаклавские рыбаки рассказывали мне о времени, когда две тонны только что выловленной рыбы отличного качества они сваливали на набережную, и люди тут же все раскупали по самой низкой цене. Эта история запала мне в душу. Мы, под руководством губернатора М.В. Развожаева, разработали проект «Рыбный день в Севастополе», привлекли к участию наш рыбопромышленный кластер, и теперь по четвергам в семи магазинах города можно купить морепродукты на 30–50% дешевле, чем в обычные дни.
– Насколько я поняла, вам дорога сама Балаклава, а не фантазии на тему Балаклавы.
– Конечно, потребность в техническом переоснащении города уже перезрела. Утверждённая концепция Балаклавской марины будет корректироваться предложениями набсовета и тем, что привносит жизнь. У каждого своё восприятие этого места. Мне бы хотелось, чтобы сохранился стиль, сложившийся в конце XIX – начале XX века. Это балаклавский культурный код. Надо усвоить главное: историческая часть Балаклавы уже спроектирована временем, поэтому мы не имеем права навязывать чуждые ей решения.