Из истории подземного Севастополя. Часть 3

Планы создания подземного Севастополя 1954 – 1960 г.г.

 

Не успели еще город оправиться от разрушительных последствий Второй мировой войны, как начали разрабатываться новые планы обустройства главной военно-морской базы ЧФ.

Севастопольской бухты для размещения сил флота уже было недостаточно, пришлось искать другие места для базирования и укрытия подводных сил флота. Территория Балаклавского района, с ее уникальной бухтой как никакая другая подходила для этих целей.
 


Балаклавская бухта 1945 г.

Очень узкая и закрытая от ветров бухта являлась находкой для военных фортификаторов и могла служить хорошим естественным убежищем для подводных лодок и хранения ядерных боеприпасов. Именно в Балаклавской бухте и планировалось создание основной базы для дислокации подводных сил ЧФ, а в близлежащих склонах Балаклавских гор - оборудование защитных комплексов и стартовых площадок для крылатых ракет.

Учитывая наличие на берегу Балаклавской бухты судоремонтной мастерской № 21 и береговой инфраструктуры, в Балаклаву для постоянного базирования перевели часть подводных лодок Черноморского флота, корабли охраны водного района (ОВРа), а в Георгиевском монастыре разместили 205 отдельный морской радиотехнический дивизион.

На Кедровой слободке началось строительство жилого городка для подводников. В долине севернее совхоза «Благодатный» началось оборудование складов для мин, глубинных бомб и хранения бонно-сетевого имущества. В юго-западном склоне высоты Карагач было запланировано строительство подземных емкостей для хранения запасов топлива, а под центральной частью высоты Карагач (где сейчас стоит Диорама) предполагалось сооружение 8 штолен для склада авиационного имущества.

Центральная часть Федюхиных высот занимал большой объединенный склад тыла и имущества авиационно-спасательной службы. К востоку от г. Сахарная головка приступили к созданию объединенного склада вооружений судоремонта Черноморского флота.

Это и послужило основной причиной включения в 1957 году города Балаклавы в состав города Севастополя и создания отдельного Балаклавского района.

С начала создания одной из секретнейших в СССР военно-морских баз жизнь Балаклавы кардинально изменилась. В Балаклавской бухте разместилась дивизия подводных лодок Черноморского флота, оснащенных ядерным оружием. По берегам бухты в скалах строились узлы связи, командные пункты, хранилища боеприпасов, в том числе – ядерных, возводился подземный завод по ремонту подводных лодок. В Балаклаве был введен жесткий пропускной режим, город был закрыт даже для жителей Севастополя.

Учитывая опыт прошедшей войны и созданием новых средств доставки и поражения, в эти годы было широко развернуто подземное строительство новых и реконструкция ранее построенных подземных сооружений с усилением их защитных свойств.

 
Разрушенная судоремонтная мастерская № 21  в Балаклавской бухте. 

В последующие годы в Балаклаве, в скале на западном берегу бухты, были созданы крупные инженерные сооружения — тоннели-укрытия для подводных лодок, помещения для хранения и обслуживания боезапасов, отдельные цеха судоремонтного завода. В балке Советская, в Инкермане были восстановлены, реконструированы и построены новые подземные тоннельные и арочные обсыпные хранилища. Здесь же были обустроены мастерские ракетно-артиллерийского, минно-торпедного оружия, вооружения и различного военного имущества.

В Клеопиной балке на базе жидкого топлива по чертежам проектной организации ВМП-30 были восстановлены и построены новые подземные резервуары с системой приема топлива с железнодорожных цистерн и подачи его на корабли. Реализация этого проекта с использованием новейших технологий, позволяла Черноморскому флоту укрыть и защитить от ядерного оружия десятки тысяч тонн нефтепродуктов.

Появление на мировой арене ядерного оружия поставило задачу укрытия под землей не только личного состава гарнизона и населения городов, но и перемещение в подземные сооружения, основных производственных фондов заводов, предприятий, укрытия в них запасов продовольствия, сырья, воды и энергоисточников, из расчета длительного функционирования под землей.

Исключительно важное значение для строительства подземного Севастополя имели «Постановление Совета Министров СССР от 11.06.1952 году по укрытию населения и важнейших объектов города Севастополя» и директивы начальника Морского Генерального штаба от 3.01.1953 году.

 
Флагманский КП   Севастопольского оборонительного района. 

Учитывая пересеченный рельеф местности, наличие закрытых удобных бухт, важность Севастополя, как главной базы Черноморского флота, Совет Министров СССР в 1952 году принял Постановление № 2716, по которому целому ряду министерств и ведомств надлежало построить в 1953-1960 годах следующие подземные сооружения:

Исполкому Севастопольского Горсовета:

1. Убежища для населения центрального района города на 8000 чел.(отдельная программа – 7 убежищ)
2. Три подземных защитных резервуара на 2000 м3 каждый (В-1, В-2, В-3).
3. Защищенную Бельбекскую насосную станцию по перекачке воды.
4. Реконструировать подземное КП Севастопольского исполкома.

Министерству судостроительной промышленности:

1. Убежища для населения Корабельной стороны на 8000 чел. (отдельная программа – 5 убежищ)

Министерству связи СССР:

1. Подземную междугородную телефонную, телеграфно-телефонную станцию.
2. Узел почтовой и радиотрансляционной связи.

Министерству промышленности и продовольственных товаров СССР:

1. Хлебокомбинат на 40 т. хлеба и 1 т. сухарей в сутки.
2. Продсклад № 1 на 2500 т.
3. Продсклад № 2 на 2500 т.
4. Мелькомбинат на 2000 т.

Министерству рыбной промышленности:

1. Холодильник на 3000 т. в районе Инкермана
2. Холодильник на 600 т. в районе б. Южная.

Министерству энергетики:

1. Реконструировать подземную электростанцию на 14 кВт.

Всего на строительство укрытий для населения города и важнейших объектов Совет Министров СССР запланировал выделить в 1953-1960 годах капиталовложений на сумму 332 млн. руб.