Региональные власти проводят политику сдерживания соотечественников
Финансовое обеспечение госпрограммы переселения соотечественников из-за рубежа в Россию проходит с перебоями. Региональные власти предъявляют к этим людям различные требования, и почти везде документы на получение положенных компенсаций за переезд принимаются с большими проблемами. По мнению правозащитников, нынешняя ситуация на местах скорее представляет собой «политику сдерживания соотечественников», хотя на федеральном уровне продолжаются разговоры о «единстве русского мира». Об этом пишет Независимая газета.
Действие многих региональных программ по переселению было рассчитано на пять лет и закончилось в 2020 году. Обычно правительство выносило распоряжение об их продлении за несколько месяцев до крайнего срока, но в этот раз премьер-министр Михаил Мишустин подписал необходимый документ только в последних числах декабря.
В результате еще в конце января у переселенцев из-за рубежа не принимали документы на участие в госпрограмме, поскольку, дескать, губернаторы не успели утвердить ее региональные части. Однако некоторые консульские учреждения РФ прекратили прием заявлений уже в конце ноября. Это было бы неважно, если бы запись на участие в госпрограмме не осуществлялась в предварительном порядке и не сопровождалась большими трудностями.
В итоге потенциальные переселенцы были вынуждены записываться на выезд в другие регионы страны. При этом правозащитники указывают на разночтения на местах прежде всего по финансовому вопросу. В каждом субъекте РФ выплаты соотечественникам проводятся по разным схемам: где-то семьи переселенцев получают деньги вне зависимости от времени прибытия в Россию всех их членов, где-то от них требуют согласиться с тем, что подъемные будут выданы лишь тем, кто уже въехал в страну.
При этом на днях президент Владимир Путин вынес на совещание Совета безопасности вопрос о работе с соотечественниками, заметив, что власти отдают себе отчет в том, насколько она важна. Однако, по мнению экспертов, ситуация с переездом соотечественников больше напоминает «политику сдерживания». Тех же денежных компенсаций многие участники госпрограммы не могут добиться всего лишь из-за бюрократических преград. Речь идет о выплатах до 150 тысяч рублей на одну семью – за проезд и провоз багажа и за госпошлину при оформлении документов. Между тем, к примеру, провоз вещей автомобильным транспортом не компенсируется, хотя для многих русских из стран СНГ в период пандемии это стало единственным способом передвижения.
Из-за ковида авиасообщение с большинством государств было закрыто. Участники госпрограммы не раз просили включать их в списки на рейсы по возвращению россиян из-за рубежа, но попали на них единицы. Сейчас прилететь в РФ можно на чартерных рейсах, цены на которые высоки, а главное, нет уверенности, что государство согласится компенсировать такой перелет. Переселенцы жалуются, что под разными предлогами у них стали и вовсе отказываться принимать документы на выплаты. Чиновники ссылаются на то, что «условия переезда в период пандемии не прописаны в законе и нормативно-правовых актах», так что соотечественникам вообще-то нужно было дожидаться окончания пандемии. Хотя у большинства имеются веские причины, чтобы именно сейчас выезжать в РФ: у кого-то готовы документы о гражданстве, кто-то как раз перед началом эпидемии уже продал все имущество в стране исхода.
По словам эксперта Форума переселенческих организаций (ФПО) Галины Рагозиной, компенсации и прежде выплачивались с трудом, но теперь к документам предъявляют такие требования, которые нигде не прописаны. Никаких разъяснений миграционные структуры не дают, но от людей требуют всевозможных объяснительных заявлений: почему был выбран тот или иной маршрут, где справки от аэропорта или железнодорожного вокзала. Рагозина напомнила, что власти уже не первый год обещают оплачивать провоз вещей на автомашинах, но соответствующего распоряжения так и не появилось: «В итоге люди несут огромные тюки на себе через границу, рассчитывая на помощь окружающих. Ведь если они отправят вещи в грузовике, такого переезда им не оплатят». Крайне трудно подтвердить свою квалификационную категорию врачам, учителям, строителям и представителям многих других профессий, а это тормозит приток в экономику РФ востребованных специалистов.
Как напомнил руководитель проекта ФПО «Право на Родину» Евгений Бобров, с момента появления госпрограммы в 2006 году через нее гражданство оформили уже более 700 тысяс человек. Однако этому документу до сих пор не хватает репатриационной составляющей. Поэтому, по его словам, сейчас госпрограмма больше напоминает некую систему по подбору трудовых ресурсов. «А если кто-то работать не может – находится в пожилом возрасте или имеет инвалидность, почему такие люди выпадают из-под ее действия?» – подчеркнул Бобров. Он считает, что хотя президент неоднократно говорил о важности собирания «русского мира», его слова, к сожалению, мало соотносятся с реальностью, а потому хотелось бы, чтобы «президент активнее свои предложения реализовывал». Эксперт подтвердил, что на местах достаточно много перегибов, которые складываются в политику «отторжения» переселенцев под любыми формальными предлогами.
Член президентского Совета по правам человека Александр Брод настаивает, что вопросам работы с соотечественниками стоит уделять больше практического, а не церемониально-формального внимания. «Всемирная сеть пестрит сообщениями о проблемах переселенцев, так что ведомствам, отвечающим за это направление, надо бы стать более открытыми, создавать горячие линии, интернет-приемные, правовые консультации для наших соотечественников. Одна из основных бед – это недостаток информации, который порождает стресс, пустые затраты времени, ошибочные шаги, которые затем нередко трактуются как «злостные нарушения». Особого радушия к приезжим не наблюдается – мол, у самих проблем хватает, а вы «приперлись». Это обратная сторона парадных отчетов», – подчеркнул Брод.
Например, часть прибывших в Россию граждан Украины после 2014 года не имеет возможности восстановить украинские документы: «Вместо того чтобы урегулировать этот вопрос, подключая к его решению те же украинские НКО, наши власти штрафуют и выдворяют этих людей из страны». Поэтому-то, сказал Брод, «замордованные соотечественники и мечтают о воссоздании гражданского ведомства, которое занималось бы их адаптаций и интеграцией с душой и не в виде одолжения».
Ранее по теме
Севастопольские власти выделили 25 млн рублей на программу переселения горожан из аварийного жилья
В Севастополе самая высокая в РФ стоимость одного квадратного метра жилья - статистика