Севастополь. Исторический календарь. 1834 год
Император: Николай I;
Губернатор Таврической губернии: тайный советник Александр Иванович Казначеев (1829—1837);
Главный командир ЧФ: 08.1833 — 04.1851— М.П.Лазарев, вице — адмирал (с 1833);
Градоначальник: 08.1833 — 04.1851 — М.П.Лазарев, губернатор Николаева и Севастополя.
События в мире
09 — 13.04. Восстание Лионских ткачей во Франции — восстание пролетариата, большей частью ткачей, французского города Лиона, закончившееся поражением рабочих. Было подавлено в ходе «кровавой недели». Лионские восстания рабочих стали той точкой отсчёта, с которой началась история самостоятельного рабочего движения. Также традиционно от Лионского восстания ведётся отсчёт использования красного флага в качестве символа революционной борьбы трудящихся.
Восстание Лионских ткачей во Франции
01.08. Запрет рабства в колониях Британской империи.
… Авраам Линкольн (1809 — 1865) делает первые шаги в политике, он избирается в Законодательное собрание штата Иллинойс.
… Английский изобретатель Ч.Беббидж начал разработку первой программно-управляемой вычислительной машины, над устройством которой он проработал до конца жизни (1871 г.), но так и не смог ее закончить.
… Во Франции Андре Мари Ампер изобрел гальванометр. Луи Пуансо построил теорию вращения твёрдого тела вокруг неподвижной точки.
… В США образована партия вигов.
Мария Кристина де Бурбон Ильдефонсо Диас Альмодовар
… Начало Испанской революции 1834—1843. годов — революционные события в Испании в период Первой карлистской войны. После смерти короля Фердинанда VII право на престол перешло к его трехлетней дочери Изабелле II, а властные полномочия к регентше Марии Кристина, которая опиралась на либеральное дворянство, буржуазию, а также партию «прогрессистов» выражала интересы средней и мелкой городской буржуазии.
События в России и Крыму
06.02. В Симферополе в семье русского офицера родился В. Х. Кондараки, будущий крымский краевед, общественный деятель, автор свыше 70 статей, более 20 книг, в том числе изданий: четырехтомного «Универсального описания Крыма» (1875 г.) и десятитомного «В память столетия Крыма» (1883 г.), двух романов и одной неопубликованной пьесы. В 1885 г. переехал в Одессу, где скончался 27 ноября 1886 г.
03.07. Арест членов революционного кружка, созданного в Москве - А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Герцен сослан в Вятку.
24.07. Начало 2— й гидрографической экспедиции П.К. Пахтусова для исследования Новой Земли. 16 членов экспедиции на шхуне «Кротов» и карбасе «Казаков» еще до зимовки провели опись западного побережья Новой Земли и пролива Маточкин Шар. Во время зимовки производились геодезические съемки, наблюдения и опись побережья.
27.07. Открылся Киевский университет.
Цельнометаллическая подводная лодка Шильдера
29.08. Завершены испытания первой в мире цельнометаллической подводной лодки, построенной на Александровском литейном заводе по проекту Карла Андреевича Шильдера (1785 — 1854), изобретателя, конструктора, пионера использования ракетного оружия на флоте. Построенная ПЛ имела водоизмещение 18,1 т, длину 6 м, ширину 1,5 м, высоту корпуса (без башен—рубок) 1,8 м, глубину погружения до 20 м, экипаж 10 человек, скорость хода на рабочей глубине 12 м около 0,5 узла за счет мускульной силы четырех гребцов. Вооружение ПЛ — шестовая мина и 6 зажигательных и фугасных ракет.
… Создана комиссия по строительству Пулковской обсерватории, председателем которой назначен адмирал Грейг, академик, признанный знаток астрономии, создатель морской обсерватории в Николаеве.
… Русский ученый Якоби делает подробное сообщение в Парижской академии наук о принципах работы своего электродвигателя, работающего от батареи постоянного тока.
… Член Государственного Совета адмирал Грейг, как крупный экономист, возглавлял ряд финансовых комиссий, был членом Комитета по сокращению расходов. Избран членом первого в России Вольного экономического общества.
Первый русский паровоз Черепановых
… На заводе Демидовых в Нижнем Тагиле прошли испытания первой русской железной дороги и паровоза. В конце августа 1834 года Мирон Черепанов, при активном участии своего отца Ефима Алексеевича, заканчивает постройку первого паровоза и первой рельсовой дороги в России, длиной 400 сажен Вес первого русского паровоза составлял 150 пудов (2,4 тонны), что также было выигрышным в сравнении с тяжёловесными английскими паровозами, передвигающимся по более узкой колее (1435 мм). Рельсовая дорога, построенная Черепановыми для испытания своего паровоза, была шире английской (1645 мм), что обеспечивало большую устойчивость на ней локомотивов и составов.
События в Севастополе
24.01. П.С.Нахимов переведен с Балтики на ЧФ и назначен командиром 41—го флотского экипажа. Через семь месяцев произведен в чин капитана 2-го ранга и назначен командиром строящегося в Николаеве линейного корабля «Силистрия».
25.07. М.П.Лазарев обратился с рапортом в Военное ведомство о необходимости построить специальное здание для Севастопольской Морской библиотеки и о передаче для этого имеющихся на флоте невостребованных наследниками сумм в количестве 47517 рублей. Кроме того, он предложил всем действительным членам пожертвование средств на строительство библиотеки вести в размере 2 % от жалованья, что было единодушно принято. Рапорт был удовлетворен и адмирал распорядился подготовить соответствующий проект, где здание библиотеки «...явилось бы украшением города».
… По инициативе вице—адмирала М.П.Лазарева на средства, собранные моряками, заложен памятник с надписью «Казарскому. Потомству в пример».
… Открыт старейший и самый маленький бульвар в городе — Матросский бульвар площадью около 1000 м2, который находится на начальном участке Городского холма. Он состоял из одной аллеи, основан в 1834 году, одновременно с памятником А.И. Казарскому. Перед первой обороной города очевидец писал, что «здесь растет много деревьев и кустов южных стран». В это время вход на бульвар со стороны ул. Морской (ныне - пр. Нахимова) был обозначен большими красивыми воротами с чугунными решетками по бокам. Широкая каменная лестница вела от них к памятнику А.И. Казарскому, расположенному по оси бульвара. У южного входа находился павильон из белого камня в псевдомавританском стиле. Это о нем писал Л.Н.Толстой в «Севастопольских рассказах»: «… В осажденном Севастополе, на бульваре, около павильона играла полковая музыка, и толпы военного народа и женщин празднично двигались по дорожкам». Разрушенный в период обороны павильон больше не восстанавливался. Бульвар несколько раз менял название (в 1921 г. он стал бульваром Военморов, а в 1928 г. — Краснофлотским, уже после Великой Отечественной войны — получил название «Матросский».
Матросский бульвар
…. Вице—адмирал М.П.Ла¬зарев, будучи назначен Главнокомандующим ЧФ и портами, а также военным губернатором Николаева и Севастополя, уделял большое внимание укреплению главной базы флота, строительству кораблей. При нем был учрежден «комитет по устройству нового адмиралтейства» на восточном берегу Южной бухты. Начата постройка «сухих доков», расположенных в устье докового овра¬га. Сооружение нового адмиралтейства и пяти сухих доков яви¬лись наиболее крупными военно—инженерными работами, которые проводились в городе под руководством Лазарева. Построены Лазаревские казармы.
… И.Я. Осьминин назначен на должность начальника корпуса корабельных инженеров ЧФ и стал председательствовать в Учетном кораблестроительном комитете.
… В Николаеве вышла в переводе с французского книга Ф. Чапмана о параболическом методе проектирования кораблей.
… Командиром легендарного брига «Меркурий» назначен Новосильский Федор Михайлович (1808—1892), участник легендарного боя брига с турками
… На околышках матросских фуражек для нижних чинов ластовых и рабочих экипажей русского военного флота стали наносить номера экипажей.
Лестница на Матросский бульвар
… Первой из ныне существующих 103 севастопольских лестниц считается лестница, ведущая на Матросский бульвар со стороны проспекта Нахимова, построена около 1834 г. Строительство лестниц началось одновременно с застройкой города. Одни безымянны, другие носят названия улиц, а есть и удостоенные собственного названия: спуск Петрова, Синопский спуск, Таврический спуск и т.д.