Севастополь. Исторический календарь. 1897 год

Император Всероссийский: Николай II (29 лет). 

Председатель Государственного совета: Великий князь Михаил Николаевич (65 лет).

Губернатор Таврической губернии:  шталмейстер Двора Его Величества Петр Михайлович Лазарев (1889—1901); 

Главный командир флота и портов Черного и Каспийского морей, военный губернатор Николаева: 01.1891-05.1898 – Н.В. Копытов, вице-адмирал (с 1888); 

Градоначальник: 06.1896-09.1899 – К.Р. Вальронд, контр-адмирал (с 1896);

Городской голова: 1894-1897 – Н.М.Дехтерев, К.П. Мертваго, статский советник, врач, городской голова в 1897-1901 гг. 

 

События в мире

 

02. На Бергзундском заводе в Швеции началось строительство специального двухстороннего парома-челнока для Севастопольской линии Артбухта - Северная (длиной 115 футов, шириной 30 футов, двухтрубного).

02. После антитурецкого восстания на острове Крит, его захватила Греция.

04.03. 25-м президентом США стал республиканец Уильям Мак-Кинли (1843-1901). Вице-президентом стал Гаррет Хобарт (1844 -1899).

03.04. Умер Иоганн Брамс (род. 7.05.1833) — немецкий композитор и пианист, один из главных представителей периода романтизма.



Турецкая армия на о. Крит.

17.04. Османская империя объявила войну Греции, поддержавшей восстание на острове Крит, высадив на нём 15 февраля 1,5 тыс. отряд греческих войск.

19.04. В День Патриота, в Бостоне (штат Массачусетс, США) был проведён первый марафон. С тех пор в Бостоне в третий понедельник апреля проводятся забеги на 42 км 195 м, современем, ставшие одними из престижнейших в мире. 

29.04. На заседании Лондонского королевского общества английский физик Джозеф Джон Томсон (1856-1940) сделал сообщение об открытии им электронов — отрицательно заряженных частиц субатомного размера.

04.05. В Париже, на улице Жан Гужон, на Благотворительном базаре произошёл пожар. От разбившейся лампы кинопроектора с горючей жидкостью быстро загорелось всё дощатое строение базара, что привело к гибели не менее 126 человек, в основном женщин.

12.06. В Ассаме (на востоке Индии) произошло землетрясение магнитудой 8,1. Основной толчок вызвал раскол и смещение Шиллонгского Плато, которое всего за три секунды поднялось почти на 15 метров.    Землетрясение затронуло более 650 тыс. км² от Бирмы до Нью-Дели. Учитывая масштабы землетрясения, смертность была не так высока (около 1500 жертв), но материальный ущерб был очень высоким. 
 
12.06. Швейцарец Карл Эльзенер (1860-1918) запатентовал знаменитый швейцарский армейский нож — складной многофункциональный нож, включающий в себя помимо основного лезвия (клинка) несколько дополнительных элементов, например, отвертки, штопор, ножницы и т.д.  

02.07. Итальянский радиотехник и предприниматель Гульельмо Маркони (1874-1937) получил патент Великобритании на прибор для передачи электрических импульсов (радиопередатчик)      Г.Маркони организовал акционерное общество для применения своего изобретения - радиотелеграфа.  

10.08.  Немецкий химик Феликс Хоффманн (1868-1946) впервые получил образцы ацетилсалициловой кислоты в форме, возможной для медицинского применения. Фирма «Bayer» зарегистрировала новое лекарство под торговой маркой аспирин. 

08. В Швейцарии прошел первый Сионистский конгресс.

01. 11. В Турине группой студентов из лицея Массимо Д'Адзельо основан футбольный клуб «Ювентус» название «Ювентус», что в переводе с латинского языка – «молодость». Футбольный клуб «Ювентус» (полное название – Juventus Football Club S.p.A.; от латинского iuventus – юность), – один из самых популярных и старейших футбольных клубов Италии.

25.11. Испания предоставила Кубе автономию, однако война за освобождение острова продолжилась.

Первый дизельный двигатель

…  Инженер Рудольф Дизель представил готовый экземпляр работоспособного мотора: это огромный железный цилиндр, высотой 3 метра, в котором был установлен маховик, двигавший поршень. Мощность силового агрегата составляла 20 л.с., КПД — 30%. По своей эффективности двигателю не было равных: он превосходил по экономичности паровые двигатели в 4 раза. В начале ХХ века Рудольф начинает разрабатывать двигатели для автомобилей. Однако при уменьшении размеров мотора, пропорционально падала и его надежность. Дизелю не удастся разработать пригодный аппарат, это сделают лишь через 11 лет после смерти Рудольфа. 

… В США под давлением промышленников республиканский Конгресс принял тариф Мак-Кинли, установивший ввозные пошлины в размере 57 % стоимости товаров, что практически полностью устранило конкуренцию на внутреннем рынке. 

… Начались антибританские выступления в Египте. 

 

События в России и Крыму

 

28.01. Прошла первая Всероссийская перепись населения, без Финляндии. По данным переписи сельское население России составляло 78 % и страна оставалась преимущественно аграрной.  Зарегистрировано в Российской империи 125 640 021 жителя, в т.ч. по языковой принадлежности: великороссы (русские) — 44,3 %, малороссы (украинцы) — 17,8 %, поляки — 6,3 %, белороссы (белорусы) — 4,3 %, евреи — 4,0 %. Наибольшую часть населения составили крестьяне — 77 %, мещане — 10,7 %, дворяне — 1,5 %.


 

02. Снежная зима в Ялте, замерзла набережная.
 
23.05. В Петербурге на стапеле Ново-Адмиралтейского завода заложен крейсер «Аврора». 

06. В России принят Закон об ограничении рабочего дня на заводах и фабриках 11,5 часами и об установлении праздничного отдыха.

26.09. Умер Алексей Кондратьевич Саврасов (род. 12 [24].05.1830) — выдающийся русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников. Наиболее известна его христоматийная картина «Грачи прилетели» (находится в Третьяковской галерее). Впоследствии художник сделал несколько повторений этого произведения. Последние годы художник провёл в нужде и умер в больнице для бедных.

27.09.  В Вильно на I (Учредительном) съезде представителей групп еврейских социал-демократов был создан "Всеобщий еврейский рабочий союз в России и Польше", кратко именуемый Бунд.

28.12. Родился Конев Иван Степанович, советский полководец, Маршал Советского Союза. 



12. Русская эскадра вошла в Порт-Артур. Конец XIX века, европейские державы разбирают Китай по кускам. Бухта Циндао была захвачена Германией в ноябре 1897 года. Неясной была судьба и Порт-Артура, к которому уже присматривались Великобритания и Япония. 1 декабря того же года эскадра контр-адмирала  Михаила Реунова вышла из порта Нагасаки в Порт-Артур. крейсер “Дмитрий Донской” и лодки “Сивуч” и “Гремящий” вошли в близлежащий к Порт-Артуру порт Талиенван, а 17 декабря канонёрская лодка “Кореец” вошла непосредственно в сам Порт-Артур. Параллельно Россия выдала Китаю займ в сто миллионов лан. Китайцам эти деньги были нужны для выплаты Японии последних взносов денежной контрибуции. 

… Денежная реформа С.Ю.Витте в России. Собранные средства позволили ввести в обращение золотые монеты вместо бумажных купюр и привлечь в Россию иностранные капиталы и укрепить денежную систему страны. 

… Адмирал С.О.Макаров опубликовал в журнале «Морской сборник» №№ 1-4 и 7 за 1897 год труд «Рассуждения по вопросам морской тактики», в котором изложил основы тактики парового броненосного флота. 

… Работая со своим радиопередатчиком, А.С.Попов открыл, что радиоволны отражаются от металлических частей и их корпуса, но не придал этому явлению значения. 

… Началось строительство КВЖД, которое продолжалось 4 года. 

 

События в Севастополе

 

15.01. Город посетил писатель Максим Горький, приехавший лечиться от туберкулеза на Южный берег Крыма и на несколько часов задержавшийся в Севастополе для осмотра развалин Херсонеса и музея древностей.  

01. Из Петербурга в Севастополь прибыли член правления Общества финляндского пароходства И.И. Шелепин и инженер К.Ф.Сальбом, которые вместе с представителями  города осмотрели будущие пристани и приступили к организации парового сообщения по бухтам. В феврале на  Бергзундском заводе в Швеции началось строительство специального двухстороннего парома-челнока для линии Артбухта-Северная (длиной 115 фут, шириной 30 фут, двухбортнотного). 

            
    


Архитектор и художник В.А. Фельдман.

04. Валентин Августович Фельдман, архитектор и художник-акварелист, автор 800 произведений живописи, организовал выставку своих акварелей в Музее севастопольской обороны, где было представлено более 50 работ - виды Крыма и Египта. Полученный от выставки сбор предназначался в пользу местной общины сестер милосердия. 

28.05. Спущен на воду и зачислен в списки ЧФ броненосец «Синоп». 

05. Из Петербурга стали прибывать части паровых катеров.  У пристани в Артбухте, вблизи базара во временных мастерских началась сборка двух первых катеров. В конце июля развернулись работы по постройке четырех пристаней – на берегу Артиллерийской бухты (у Банного пер.), на Графской возле купальни, на Северной стороне и на Павловском мыске. В  конце августа паровой паром, получивший название « Бельбек», вышел из Стокгольма и на своих парах двинулся в путь через Кильский канал, вокруг Европы, через Стамбул в Севастополь. Он прибыл в город 21 сентября и  остановился у таможни.

01.07. В  Севастополь  пароходом «Реалм»  при посредничестве транспортной фирмы «Карассарини и Ко» были доставлены котлы  для  электростанции. Рельсы и другие материалы для постройки трамвая. В  Германии были заказаны трамвайные вагоны летнего типа (открытые, двухосные).

02.07. В Севастополь прибыл первый управляющий конторой электрического трамвая, статский советник М.Б.Тургель. Вслед за ним прибыл инженер-техник Г.Шпигель, который был назначен ответственным за постройку трамвая. 26 июля прибыл инженер-строитель трамвая  П.М. Татарчевский. 11 августа в город приехал директор правления «Компании тяги и электричества» Л.И. Вейншток.

07. В доме Казакова на Екатерининской улице начало функционировать   Управление Севастопольской городской  электрической железной дороги и электрического освещения, которое  возглавил Михаил Тургель.  (он получил жалованье в 200 рублей). Заведующий  постройками,  старший инженер Петр Татарчевский получал 175 руб. (по окончании постройки севастопольского трамвая он был направлен на строительство екатеринодарского (краснодарского) трамвая), помощник заведующего — Гугон Шпигель — 100 руб., десятник Александр Сенцов — 60 руб. После окончания постройки здания электростанции туда переехало все  управление, там же была построена и квартира управляющего.

15.07. Начались работы по планировке участка на месте колодца с пресной водой в Лабораторной балке, отведенного городом под постройку зданий электростанции и трамвайного депо. 

18.07. Городская управа  выдала  разрешение на  работы по постройке  трамвая. Земляные и каменные работы здесь начались 21 июля. Подрядные  работы по постройке зданий машинного отделения электростанции, жилья для служащих, депо были сданы строителю Иофе. 19 августа дума дала согласие на изменение трассы Артиллерийской трамвайной  линии (через Артиллерийскую, Новороссийскую и Херсонесскую улицы).

16.08. Севастопольское Адмиралтейство выкуплено государством и названо Лазаревским Адмиралтейством при военном порте (до 1917 г.). Вместе с Адмиралтейством   в ведение Морского министерства перешла также ремесленная школа РОПиТ. 

31.08. Официальная церемония закладки трамвайной линии в Севастополе.

18.09. Закончили забивать сваи и строить причал в Артбухте, где и разместилась база пароходства. К началу октября были готовы и остальные пристани. 1 октября первый паровой катер совершил пробные рейсы по бухтам. 

05.10. Состоялось торжественное открытие парового сообщения по бухтам. «Крымский вестник» 7 октября сообщал следующее:  «Торжество открытия движения Финляндского легкого пароходства в Севастополе началось на пристани Общества на берегу Артиллерийской бухты. Здесь, расцвеченные флагами, стояли с утра паровой паром «Бельбек» и катер № 90. К 12 часам дня на «Бельбек» прибыли: гг. градоначальник и командир порта контр-адмирал К.Р.Вапронт, врачебный инспектор порта действительный статский советник Заберт, городской голова К.П.Мертваго, гласные думы, члены управы, представители разных ведомств и учреждений города и много других приглашенных лиц; засим прибыл протоиерей о. Владимир Баженов с причтом и хором певчих, на корме  поместился хор флотской музыки...». С Графской пристани гости были приглашены в городское собрание, где сервирован был роскошный завтрак»….

06.10. Открыто регулярное пароходное сообщение между Графской пристанью и Павловским мыском (время работы с 06-00 до 21-00), между Артиллерийской бухтой и Северной стороной — паромное паровое сообщение (работа с рассвета до 18-00).

06.10. На базе Севастопольской биологической станции открыт для посетителей демонстрационный аквариум с морскими животными - первый в России. В Аквариуме представлены фауна и флора Черного моря: это беспозвоночные (актинии, морские ежи, членистоногие, морские звезды), черноморские и тропические рыбы. Витрины первого зала занимали уникальная коллекция живых тропических рыб, среди которых хищные мурены, очаровательные рыбки-клоуны и печально знаменитые разбойницы-пираньи. Здесь же размещается коллекция кораллов, моллюсков и других беспозвоночных животных  Индийского, Атлантического и Тихого океанов.  В центральном бассейне второго зала крупные рыбы – белуга, осетры, скат морской кот. В пристенных аквариумах черноморской секции в любое время года можно увидеть представителей ценных промысловых рыб – ставриду, луфаря, султанку, полосатого окуня, камбал, речного угря и многих других.     

10. В Артиллерийской бухте на Базарной площади по проекту архитектора Г.П. Долина (размещался на месте бывшего здания заводоуправления 54 СМЗ ЧФ) построен Народный дом. Народный дом принадлежал Попечительству о народной трезвости. В нем располагался театр на 400 мест и столовая,  керосиновое освещение было заменено  электрическим. В Народном доме организовывались  му¬зыкальные вечера с участием во-енных музыкантов и певцов, проводились народные балы,  в  год театр давал до 100 спектаклей. На его сцене выступало несколько люби¬тельских кружков. В Народном доме  ежедневно  пили чай, обедали бесплат¬но, читали газеты несколько сот человек. Контора по найму прислуги и  бюро для оказания бесплатной юридической помощи оказывали услуги  севастопольцам и гостям года.
29.11. На воду был спущен второй паровой катер (№ 91). А затем третий (№ 92). На пароме осенью в город перевозилось много капусты, вина в бочках, винограда. Этот большой привоз снизил цены на многие  продукты в городе. Один катер стал курсировать от Графской до Северной, а два других – от Графской на Павловский мысок. С 10 декабря паром стал делать только пять рейсов в день в связи с уменьшением потока подвод в город.



… По данным Управы за 1897 г. город посетило 27 иностранных судов и 663 каботажных. Торговых документов выдано: купцам 1-й гильдии - 30, купцам 2-й гильдии - 335, мелочного торга - 209. Камня в севастопольских каменоломнях добыто всего 75946 штук. Пожаров в городе было 17. 

… В севастопольских учреждениях народного образования обучалось всего 1628 детей. Детская смертность в городе составляла 244,5 ребенка на 1000 новорожденных, а детей двухгодовалого возраста - 331,5. 

… В морском госпитале установлен один из первых в России рентгеновских аппаратов. 

… В Севастополе появился первый электрический трамвай. В 1898 году трамвай появился  в Кременчуге, Москве, Казани, Житомире, Лиепае в 1899, Ярославле в 1900, а в Одессе и в Санкт-Петербурге — в 1907 (если не считать трамвая, работавшего зимой на льду Невы с 1894).


            

… В районе  Фиолента, между мысами Броневым и Джаншиевым  предприниматель Григорий Иванович Апарин взял в аренду у Георгиевского монастыря около 500 десятин земли и стал сдавать участки для строительства дач. В начале XX в. вблизи м. Фиолент появились небольшие дачные поселки, получившие названия: Александриада, Малое Жемси, хутор Джаншиев, а все вместе — Апаринские хутора. Планировалось построить здесь «санаторию» и «климатическую зимнюю станцию». Было организовано общество «Джаншиев поселок», которое имело устав и правление.

Григорий Аветович Джаншиев (1851-1900), известный русский либеральный публицист и историк последней четверти XIX в. После окончания в 1874 г. юридического факультета Московского университета некоторое время занимался адвокатской практикой, затем обратился к  исторической публицистике. Был одним из редакторов-издателей либеральной газеты «Русские ведомости». 

Джаншиев неоднократно бывал в Севастополе, где и построил усадьбу. Мыс Джаншиев (сейчас мыс Лермонтова) Джаншиев — бытовое название местности в Севастополе. Находился на берегу моря, в 3 км от м. Фиолент в сторону м. Херсонес. Здесь в начале XX в. был курортный поселок. Называли его по имени часто приезжавшего сюда известного в то время публициста Г. А. Джаншиева. Поселок располагался неподалеку от Апаринских хуторов. К морю, по обрыву, для удобства отдыхающих проложили дорогу и на террасах разбили так называемые Митрополичьи сады. Следы этих сооружений видны до сих пор. Курортная публика дала название всем хоть сколько-нибудь выдающимся в море частям берега в этих местах. Старые путеводители сохранили названия этих мысов, вот они по порядку в направлении к северо-западу от м. Фиолент: Сфинкс, Львенок, Джаншиев (на современных картах м. Лермонтова).  

«Джаншиев всю жизнь был болен. У него был искривлен позвоночник, он дышал очень ненадежными легкими, имел плохое сердце. С тремя такими постоянными спутниками другой отравил бы жизнь и себе, и всем окружающим. Таков уж закон природы, что больные вечно ворчат, жалуются и всем надоедают разговорами о своей болезни. К ним, конечно, относятся с состраданием, выражают всяческое сочувствие, но стараются держаться подальше. Джаншиев представлял очень редкое исключение из этого правила: он был всеобщим любимцем. Это потому, что он всегда был весел, всегда был остроумен, всегда был оживлен. В его больное тело природа по какому-то странному капризу вложила необыкновенную жизнерадостность. Эта жизнерадостность была главной особенностью его темперамента. Она сказывалась и в работе, и в общественной жизни, и в общении с людьми».

Столы в его кабинете были завалены папками и альбомами, эстампами и гравюрами. 

           


Дача Джаншиева на Фиоленте 

Богатая коллекция копий неизменно напоминала Джаншиеву о его поездках в лучшие музеи Европы, где он любовался оригиналами. Временами его неодолимо тянуло в Лувр – еще раз посмотреть на Венеру Милосскую. Джаншиев глубоко верил и был вполне убежден в том, что «распространение в массах любви к природе, умения наблюдать ее, понимать и ценить ее дивные красоты – наравне с столь могуче проявившимся в последние два десятилетия среди англо-американского общества обоих полушарий стремлением открыть (народу) желанный доступ к высшим в мире наслаждениям, даруемым наукой и искусством, должны служить вернейшими двигателями прогресса и ослабления антагонизма между богатыми и бедными!» 

Русский прозаик и публицист А.В. Амфитеатрова сказал о Джаншиеве: 

«Армян-сородичей он любил, как русских, а русских – как армян. Дай Бог каждому русскому так любить Россию, как любил ее армянин Джаншиев, и принести ей хоть треть той пользы, что он принес…»