Севастополь. Исторический календарь. 1898 год
Император Всероссийский: Николай II (30 лет).
Председатель Государственного совета: Великий князь Михаил Николаевич (66 лет).
Губернатор Таврической губернии: шталмейстер Двора Его Величества Петр Михайлович Лазарев (1889—1901);
Главный командир флота и портов Черного и Каспийского морей, военный губернатор г. Николаева: 01.1891-05.1898 – Н.В.Копытов, вице-адмирал (с 1888), 05-06.1898 – Е.И. Алексеев (1843-1918), вице-адмирал (с 1897);
Главный командир флота и портов Черного моря: 05.1898-01.1903 – С.П. Тыртов (1839-1903), вице-адмирал (с 1898);
Градоначальник: 06.1896-09.1899 – К.Р. Вальронд, контр-адмирал (с 1896);
Городской голова: Мертваго Константин Павлович, статский советник, врач, городской голова в 1897-1901 гг.
События в мире
15.02. На американском броненосце "Мэн", который направлялся в Гавану (якобы с дружественным визитом) по невыясненной причине произошли два мощных взрыва, после чего корабль затонул. Считая, что это была провокация Испании, 25 апреля правительство США (президент Уильям Мак-Кинли) под предлогом поддержки национального восстания на Кубе объявило войну Испании. Истинной причиной было желание CША вытеснить Испанию с Кубы, Филиппин и Пуэрто-Рико. В ходе войны США аннексировали Гавайскую республику, оккупировали Пуэрто-Рико, высадились на Кубе, получили от Испании Филиппины, приобретя в итоге, целую колониальную империю с населением 8,5 миллиона человек.
06.03. Германия принудила Китай подписать договор, признающий захват ею Цзяочжоу. Формально эта область была уступлена Германии в "аренду" на 99 лет. Германия получила также право строить железные дороги, разрабатывать горные богатства и создавать рудники в провинции Шаньдун.
22.04. Флот США начал блокаду Кубы с целью заставить Испанию предоставить ей независимость. В ответ на это Испания 23 апреля объявила войну США. Началась Испано-американская война.
Бухта Гуанчжоувань в Южном Китае.
04. Франция получило в "аренду" на 99 лет бухту Гуанчжоувань в Южном Китае, близ ее индокитайских владений, а в конце мая того же года Англия захватила Вэйхайвэй (Шаньдун), оформив затем этот захват соглашением об "аренде" Вэйхайвэя.
13.06. В Льеже (Бельгия) учреждено самостоятельное акционерное общество «Трамваи Севастополя». От этой компании к новому обществу перешли городская концессия на трамвай и освещение, залоги и все обязательства перед городом.
27.06. Канадско-американский мореплаватель и исследователь Джошуа Слокам (1844-1909) закончил первое в истории одиночное кругосветное плавание. Отправившись 24 апреля 1895 г. из Бостона на яхте "Спрей", через три с лишним года он вернулся в Ньюпорт (штат Род-Айленд, США), обогнув земной шар и пройдя в одиночном плавании более 46 тыс. миль (74 тыс. км). Слокам описал это плавание в книге "Один под парусом вокруг света".
03.07. Битва при Сантьяго-де Куба между американской и испанской броненосными эскадрами закончилось полной и почти бескровной победой американского флота. Все испанские корабли (4 броненосных крейсера и 2 эсминца) были потоплены, 323 моряка погибли и 151 были ранены. 1600 человек во главе с адмиралом Паскуале Сервера-и-Топете попали в плен. У американцев 1 человек был убит и 10 ранено.
14.07. Во время Испано-американской войны после 4-х дневной бомбардировки Сантьяго-де-Куба сдался американцам вместе с гарнизоном в 24 тыс. испанских солдат. 25 июля 16-тыс. американский десант под командованием генерала Майлса высадился на Пуэрто-Рико. 8 августа он начал наступление и в скором времени занял всю западную часть острова.
18.07. Пьер Кюри (1859-1906) и Мария Кюри-Склодовская (1867-1934) представили в Парижской Академии доклад об открытии нового химического элемента, названного ими в честь Польши, родины Марии, полонием.
30.07. Умер князь Отто фон Бисмарк (род. 1.04.1815) — государственный деятель, прозванный "железным канцлером". Бисмарк 36 лет стоял во главе правительства Германии сначала в должности председателя правительства Пруссии, затем канцлера Северогерманского союза, а затем канцлера Германской империи (Второго рейха), созданной при его непосредственном участии.
Памятный крест генералиссимусу Александру Суворову.
14.09. В г. Андерматт (Швейцария) недалеко от «Чертова моста» установлен Памятный крест генералиссимусу Александру Суворову. 12-метровый крест, высеченный прямо в скале. На подножье этого креста русскими буквами написано: «Доблестным сподвижникам генералиссимуса фельдмаршала графа Суворова — Рымникского, князя Италийского, погибшим при переходе через Альпы в 1799 году». Рядом с надписью находится бронзовый меч с лавровым венком. Инициатива создания этого памятника принадлежит князю С.М. Голицыну, взявшему на себя все расходы.
21.09. Император династии Цин Айсиньгёро Цзайтянь (Гуансюй) был отстранён от власти и помещён под домашний арест в пекинском Запретном городе своей тёткой и приёмной матерью — вдовствующей императрицей Цыси, которая взяла власть в свои руки, хотя формально императором считался Гуансюй.
28.09. Американский фармацевт Калеб Брэдхем из Нью-Берна разработал рецепт "Пепси-колы". В состав газировки, которую он назвал "Напиток Брэда", входили пепсин и экстракт орехов колы. Название "Пепси-Кола" получила в 1903 году.
10.12. Мирным договором в Париже завершилась испано-американская война. Испания потеряла свои колониальные владения в бассейне Карибского моря и в Тихом океане (Куба, Пуэрто-Рико, Гуам, Филиппины).
26.12. Французские ученые Пьер и Мария Кюри сделали сообщение во Французской Академии наук об открытии радия (в виде смеси с барием). За открытие радия и полония Мария Кюри в 1911 получила Нобелевскую премию по химии (её супруг погиб 19.04.1906).
События в России и Крыму
01.03. В Минске нелегально собрался первый учредительный съезд РСДРП, который должен был объединить многочисленные социал-демократические группы в единую партию. Однако вскоре практически все делегаты съезда во главе с избранным Центральным комитетом были арестованы полицией.
05.03. В Евпатории торжественно открыто единственное в России караимское духовное училище, названное Александровским в память о спасении императора Александра III и его семьи при крушении поезда в Борках (октябрь 1888 г.).
Открытие «Русского Музея Императора Александра III.
07.03. В Санкт-Петербурге в Михайловском дворце был открыт "Русский Музей Императора Александра III", основанный по Именному высочайшему указу (13.04.1895) императора Николая II. В настоящее время "Государственный Русский музей" — крупнейшее собрание отечественной живописи, скульптуры прикладного и народного искусства.
08.03. В Санкт-Петербурге на Северном катке на Каменноостровском проспекте состоялась первая игра в хоккей с мячом по международным правилам.
15.03. Российской империей с империей Цин была подписана конвенция, которая предоставляла Квантунский полуостров с портами Люйшунь (Порт-Артур) и Далянь (Дальний) в аренду России на 25 лет с правом продления этого срока. Порт-Артур стал главной базой русских военно-морских сил в Тихом океане, получивших на побережье Жёлтого моря незамерзающий порт. При этом китайское правительство давало согласие распространить концессию, дарованную им Обществу КВЖД, на постройку ветки железной дороги (Южно-Маньчжурская железная дорога) от одного из пунктов КВЖД к Дальнему и Порт-Артуру.
27.03. В Пекине подписана Русско-китайская конвенция, юридически оформившей аренду Россией Порт-Артура и Дальнего. Россия арендовала южную часть Ляодунского полуострова на 25 лет для базирования главных военно-морских сил на Тихом океане.
18.07. В Москве была торжественно запущена 262 км канализационной сеть, которая обслуживала 219 домовладений.
Ялтинский берег.
16.09. В Ялтинском городском театре состоялся концерт московских оперных артистов с участием Ф. И. Шаляпина, которым аккомпанировал на фортепиано С. В. Рахманинов. 3 октября в Ялте дан второй концерт, где выдающийся пианист впервые встретился с А. П. Чеховым. 5 октября музыканты выступали на сцене Севастопольского городского театра
24.09. Техническое училище Морского ведомства (г. Кронштадт) было переименовано в Морское инженерное училище (ныне - Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского). В этом училище до 1900 г. преподавал изобретатель радио А.С. Попов. Закончил его выдающийся кораблестроитель Бубнов И.Г.
… Протяженность Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги составила 1452 версты. Из них двухколейный путь занял 306 верст и узкоколейный - 30 верст .
… Вступил в строй эскадренный броненосец «Севастополь». Водоизмещение 10960 т, скорость хода 17 узлов. Вооружение: четыре 305-мм (в двух башнях), двенадцать 152-мм, двенадцать 47-мм и двадцать восемь 37-мм орудий, шесть торпедных аппаратов. Экипаж—651 чел. Перед началом русско-японской войны переведен с Балтийского моря на Дальний Восток. Участвовал в обороне Порт-Артура, 20.12.1904 года затоплен.
… Офицер русского флота лейтенант К.Ф. Шульц изобрел трал, тралящая часть которого состояла из пяти 18-метровых смычек стального троса, к концу каждой из них был прикреплен груз. Трал буксировался двумя кораблями и отвечал основным требованиям борьбы с минами: мог быть опущен на необходимую глубину в зависимости от углубления, на котором стояли мины, а также очищал значительную по ширине полосу моря.
Один из винных подвалов «Массандры»
… Завершено строительство под руководством инженера А.И. Дидриха винных подвалов «Массандры». В 1894 г. известный гидрогеолог Н.А. Головкинский подбирает место для главного подвала. Проект разработал архитектор В.Н. Чагин. Это были первые подвалы тоннельного типа, подобные только лучшим хозяйствам Франции. При затратах в 1 млн. 100 тыс. рублей было пробито 7 тоннелей, расходящихся радиусами, общей протяженностью в 2 версты, вместимостью всех бочек до 80 тыс. ведер (1 ведро=12,4 л) и 1 млн. бутылок.
События в Севастополе
01. Строители приступили к установке на улицах металлических трамвайных столбов. В начале апреля из Майнца (Германия) прибыл инженер Оскар Штренинг, который начал монтировать контактную сеть трамвая. В конце апреля шла укладка рельс на Круговой линии. Руководил укладкой путей десятник Иван Семыкин, дежурным по укладке пути был Иван Ходыревский. В июне прокладка путей шла на 4-й Продольной (Новороссийской) улице.
02. Электрооборудование для электростанции и трамвая в это время поставлялось Акционерным обществом электричества, бывшим «Шукерт и Ко» из Нюрнберга. Первые четыре открытых моторных вагона трамвая (они получили №№ 1-4) прибыли в Севастополь железной дороге из Германии в начале ноября 1897 г.; в декабре прибыли еще два таких вагона и был уложен временный путь к вагонному сараю и вагоны поставлены в него. Вначале 1898 г. прибыло еще 6 вагонов в т.ч. 4 прицепных и в марте в парке стояли 12 вагонов. Сборка вагонов (монтаж моторов системы Валкер) производилась в январе-мае 1898 года под руководством инженера П.Татарчевского. Последняя партия из 4 закрытых моторных вагонов прибыли 12 сентября 1898 г.
05. Составлен договор между железной дорогой и трамваем о прокладке трамвайного пути по путепроводу над железнодорожными путями к зданию вокзала, а также по устройству соединительного рельсового пути электрического трамвая от вокзальной линии к электростанции для подачи вагонов утром на линию и вечером обратно в вагонный парк через пути железной дороги. По этому договору провода трамвая над железнодорожными рельсами должны были подвешиваться на высоте 6,4 м и снабжены выключателями. Реконструкцию путепровода должна была осуществить на свои средства «Компания тяги и электричества» и затем оплачивать аренду за пользование путепроводом.
09. 06. При монтаже контактной сети на вокзальной линии 9 июня произошел несчастный случай: В Южной бухте, на Старом спуске к вокзалу, против пристани Российского Общества пароходства, рабочие электрического трамвая Семен Богданов, Семен Спиридонов и Иосиф Печковский, укрепляя на столбах проволоку и находясь на лестнице, имеющей пять сажен вышины, приспособленной на двух колесах, опрокинулись вместе с лестницей на землю, причем рабочие получили сильные ушибы и поранения. Рабочие отправлены в приемный покой при станции Севастополь, где им подана медицинская помощь»
Севастопольский трамвай.
29.08. Провели пробный пуск трамвая по Екатерининской улице (ныне ул. Ленина) и Нахимовскому проспекту. Это был первый трамвай в Крыму. Регулярное трамвайное движение открылось 12 сентября 1898 года. Городская газета извещала: «Началось движение трамвая от железнодорожного переезда в Южной бухте по Екатерининской до кондитерской Мисинского на Нахимовском проспекте с платой 5 копеек в один конец». Трамваи были открытого типа, сиденья располагались поперек вагона, вдоль него с обеих сторон крепились подножки для входа и выхода пассажиров. Передняя и задние площадки трамвая были открытые. Вагоны оснащались сигнальными звонками и фонарями, имели шторы для защиты пассажиров от солнца и дождя. На каждую из скамеек вагона допускались только четыре пассажира. На передней площадке могли стоять три, на задней пять человек, находиться на ступеньках запрещалось.
12.09. В городе открыто регулярное трамвайное движение. Первые четыре вагона трамвая стали перевозить грузы по бухтам Севастополя. Пассажиров обслуживали маленькие трамвайчики только на двух линиях - Кольцевой и Артиллерийской. Трамвай курсировал от железнодорожного вокзала до Нахимовского проспекта. Трамвайный путь был одноколейный. На площадях и перекрестках имелись разъезды, на которых трамваи должны были ждать встречные вагоны. Скорость движения трамвая составляла 10–12 км/ч, а на подъеме — 4–10 км/ч. На поворотах и перекрестках вагоновожатые обязаны были скорость уменьшать во избежание несчастных случаев.
23.09. Федор Иванович Шаляпин (1873-1938) впервые дал концерт в Севастополе, аккомпанировал ему Сергей Владимирович Рахманинов.
Пребывание императорской семьи в Севастополе.
17.10. При посещении Севастополя император Николай II с императрицей Александрой Федоровной побывали в Балаклавском Георгиевском монастыре и заложили первый камень соборного монастырского храма. Закладку совершал Преосвященный Никон епископ Вольский, временно управляющий Таврической епархией, во служении монашества и белого духовенства. После приветствия владыки императорская чета направилась в пещерный храм Рождества Христова, где настоятель отслужил молебен. Церковь вместила только царскую чету и свиту, состоящую из министра двора барона В. Фридерикса, дворцового коменданта П. Гессе, дежурного флигель-адъютанта полковника князя Оболенского, фрейлины императрицы, и нескольких встречавших их лиц. В ходе визита император через барона Фридерикса пожертвовал в обитель 3000 рублей. По окончании богослужения Николай II с супругой обошли верхнюю часть монастырского сада, а затем последовали к месту закладки нового храма. Здесь их императорским величествам был представлен эскизный проект храма. Далее, заложив в каменное возвышение в виде престола золотые монеты и серебряную доску с начертанными на ней словами о закладке храма, Николай II и императрица положили первые камни Свято-Вознесенского собора.
Маяк на мысе Сарыч.
20.09. Освящен и введен в действие маяк, расположенный на мысе Сарыч – самой южной точке Севастополя. Он устроен на каменной платформе, на отметке 20 метров над уровнем моря. В июне 1893 года специальная комиссия выбрала для него место и обозначила его гурием ( пирамидой камней с шестом в центре) Участок земли был выкуплен у Натальи Павловны Прикот. Маячную клепанную чугунную башню со светооптическим аппаратом транспорт «Ингул» доставил из Николаева. Ранее эта башня возвышалась в Одессе на Воронцовском маяке. Ее изготовили на петербургском заводе «Сан-Галли», а светооптический аппарат был получен из Парижа от фирмы «Барбье и Компания». Установка и сборка башни маяка была произведена личным составом транспорта «Ингул» с 10 мая по 12 августа. 20 августа 1893 года гидрографический департамент России официально объявил «Маяк Сарыч открыл регулярное освещение, о чем официально доведено до сведения мореплавателей» Источниками света были керосинофитильные горелки с концентрическими светильнями.
Севастопольская тюрьма.
01.10 Построена Севастопольская тюрьма на ул. Херсонесской, 25 (в настоящее время пл. Восставших). В присутствии градоначальника контр-адмирала К. Р. Валронта, городского головы К. П. Мертваго, директоров тюремного ко¬митета А. И. Фирковича, П. И. Гидолевича, И. В. Сакизчи и представителей разных ве¬домств состоялось освящение здания. До марта 1917 г. тюрьма находилась в ведении Сева¬стопольского градоначальника,
Памятник адмиралу П.С. Нахимову
18.11. Открыт памятник адмиралу П.С. Нахимову на площади у Графской пристани (ныне - площадь Нахимова). Автор проекта художник А.А. Бильдерлинг, архитектор Н.И. Шредер. Открытие памятника было приурочено к 45-летию Синопского сражения. Его сооружение обошлось казне в 80 000 рублей.
… Завершилось строительство собственного здания Севастопольской биологической станции на Приморском бульваре (проект архитектора Марфельда и А.М.Вейзена). На сооружение станции затратили 56000 рублей, из них 24000 рублей - пожертвования научных обществ, собранные директором станции академиком А.О. Ковалевским. В здании имелись музей, научная библиотека в 15 тысяч томов, пять дней в неделю работал аквариум, первый в России, причем по воскресеньям и четвергам посетителей принимали бесплатно.
… Началось строительство второго водопровода. После ввода в строй (1899 год) количество воды, поставляемое с его помощью в город, составило к 1906 году 7,7 ведра на человека. Данный объем был весьма близок к уровню водного обеспечения города Киева.
… Общее число больных в городской больнице (ныне - 1-я городская больница имени Пирогова) достигло 1613 человек. Из них выздоровело 1390, умерло 145 (8,9 %). Наибольшее количество больных имело диагноз «тиф». На содержание больницы в отчетном году потрачено 30678 рублей. На одного больного в сутки полагалось 1 руб. 22 коп. В условиях амбулаторного приема оказана помощь 3296 больным. В отчетном году открыто инфекционное отделение на 12 коек.
… А.Нобелем построены первые в Крыму емкости для хранения нефтепродуктов. Они размещались на склонах Маячной высоты в Инкермане. Это место первый раз облюбовал князь Потемкин, когда показывал в 1787 году Российской Императрице Екатерине II Севастопольскую бухту и Черноморский флот.
… Заложено первое железобетонное высотное здание в Севасто¬поле, Дом Анненкова (Универмаг) - построенное на ул. Базарной (ныне ул. Маяковского). Строительство здания начатого в 1898 году было завершено через четыре года.
… Началось строительство долговременного сухопутного обвода. В сентябре начато строительство первого форта (в р-не современной улицы Меньшикова), впоследствии получивший наименование "Литер А". Годом позже на северной стороне, на месте одного из "нагорных" редутов начато строительство второго форта. Строительство шло медленно, и к 1905 году были построены лишь два форта, которые устарели морально, и не могли рассматриваться как современные укрепления.
Якорная стоянка Северной бухты.
…Создана береговая пристрелочная станция. Ее постройки возвели на южном берегу Северной бухты неподалеку от места якорной стоянки прежней станции. В связи с увеличившейся дальностью хода торпед пришлось лишь несколько переориентировать линию стрельбы – она начала проходить по направлению к Сухарной балке. На пристрелочной минной станции Севастопольского порта лейтенант Михаил Николаевич Большев был известен своими опытами в воздухоплавании и лекциями в Морском собрании. Также знали там и лейтенанта Н.Н. Шрейбера, с бескорыстием и самоотверженностью проводившего эксперименты по подъему наблюдателей на воздушных змеях. Первые опыты с воздушным шаром назначались на лето 1901 года с тем, чтобы осенью первый флотский офицер приступил к занятиям в парке воздухоплавания, предполагавшейся к постройке в бухте Голландия.