2020-й год стал труднее 2019-го, считают 88% процентов россиян – социология

Уходящий год был «плохим», «неудачным» и «тяжелым» как для России в целом, так и лично для большинства россиян. Таковы результаты опроса общественного мнения, проведенного «Левада-центром» 18–20 декабря и посвященного итогам 2020 года. Об этом пишет Лев Гудков, директор «Левада-центра», в VTimes.

88% опрошенных считают, что год был труднее предыдущего. Это самые плохие оценки за последние 20 лет. Хуже было только в кризисные 1991–1992 годы и в 1998 году.

Пандемия стала катализатором негативных настроений, растущих с 2018 года, после повышения пенсионного возраста. Она проявила накопившиеся проблемы российского общества и его отношений с государством. Сваливать все на коронавирус люди не готовы, поскольку сознают, что все последние 10–12 лет для экономики, для развития страны были потерянными — реальные доходы населения за эти годы снизились на 11–13%, 2020 год отнял еще несколько процентов.

Стагнация (в отличие от острого кризиса) не предполагает механизмов выхода из состояния застоя и длительной деградации. В общественном мнении это понимание выражается как сознание хронического неблагополучия и покорности — «надо терпеть». 55–60% россиян не верят в способность правительства найти способы преодоления экономической депрессии и падения доходов населения. Хотя свою частную жизнь (или жизнь своей семьи) респонденты воспринимают менее драматично (здесь оценки «год был труднее, чем предыдущий» дали 68%), перспективы, даже на ближайшее время, окрашены у большинства из них пессимизмом, тревогой и общей неуверенностью, смягчаемыми упованиями маленького человека на «авось пронесет» и «лишь бы не было войны». Именно иррациональные надежды, иллюзии и вера в «лучшее будущее когда-нибудь» вместе с убежденностью, что страна окружена врагами, стремящимися если не уничтожить, то навредить России, являются самым прочным материалом сложившегося социального порядка.

73% опрошенных считают, что следующий год будет «напряженным» для экономики, 62% ждут того же и в политической жизни. Сами по себе такие настроения неудивительны — по мнению 64% опрошенных, уровень жизни основной части населения в 2020 г. снизился (8% заявили, что он повысился, а 26% — остался прежним). Ухудшилась работа больниц и поликлиник (так считают 57% опрошенных), образовательных учреждений (60%), сократились возможности заработка (59%). 

Распределение материальных благ стало еще более несправедливым, чем раньше, — так считают 38%, 43% не увидели изменений, и лишь 12% думают, что ситуация в этом плане стала улучшаться. Ухудшилась экологическая обстановка, отвечают 43%, всего 12% россиян полагают, что она улучшилась за последний год.

Другие сферы или функционирование других институтов оцениваются не столь негативно, хотя недовольство и здесь превышает положительные оценки: в работе полиции, правоохранительных органов мало что изменилось, так полагают 47% (16% — верят, что она улучшилась, 19% — ухудшилась). Ощущение личной безопасности если и стало более тревожным, то незначительно — улучшение в этом плане отметили 16%, ухудшение — 23%, но основная масса — 56% — полагает, что все осталось как было.

Схожим образом россияне характеризуют возможности своего влияния на власть, то есть на принятие необходимых обществу решений (28% — влияние стало меньше, 11% — больше и 55% — осталось прежним), возможность свободно высказывать мнение (28% — ситуация ухудшилась, 18% — улучшилась, половина — осталась прежней). Ухудшение в межнациональных отношениях отметили 22%, улучшение — 13%, и 59% сочли их не изменившимися.

Наконец, не в последнюю очередь все заметнее становится беспокойство из-за ухудшения отношений России со странами Запада, из-за усиливающейся изоляции страны (и самоизоляции), выражаемое более зрелыми, образованными и ответственными людьми, отдающими себе отчет в последствиях проводимой руководством внешней политики.

То, что общественные настроения будут склоняться именно в эту сторону, вряд ли кого-то удивляет, это вполне ожидаемо. Другое дело оценки событий года. И здесь для социолога открываются поразительные вещи. Отмечу прежде всего: огромная часть населения (более половины) вообще находится вне общего событийного пространства — более трети россиян (36%) не смогли назвать ни одного запомнившегося события и еще 16% упоминали исключительно события из личной жизни. Другая черта нашего «общественного мнения» — мизерные размеры групп, способных к переживанию любых событий, отсутствие механизмов памяти.

Десятка важнейших событий года, названных самими опрошенными, выглядит следующим образом:

1. Эпидемия коронавируса — 39%;

2. Поправки к Конституции и обнуление президентских сроков Владимира Путина — 11%;

3–5. Военные действия в Нагорном Карабахе, Сирии, Донбассе — 3%, протесты в Хабаровске и другие региональные события (выборы, бедствия и т. п.) — тоже 3%, 75-летие Победы в Великой Отечественной войне или Парад Победы — опять 3%;

6–7. Попытка убийства, отравление Алексея Навального — 2%, отставка Дмитрия Медведева с поста председателя правительства и назначение вместо него Михаила Мишустина — 2%;

8–10. Выборы президента США — 1%; протесты в Белоруссии и выборы в Молдавии — 1%, пресс-конференция Владимира Путина — 1%.

Десять персон, составивших в ответах опрошенных короткий список «человека года», представлены главным образом президентом и его ближайшим окружением. Как и все последние 18 лет, его возглавляет Владимир Путин, хотя доля назвавших его в этом качестве сократилась с 2014 года с 57 до 33%. 

Подчиненных ему высших чиновников — Мишустина, Сергея Шойгу и Сергея Лаврова — упоминали, соответственно, 13, 7 и 4%. На третьем месте оказался Александр Лукашенко — 8%. Пятую позицию занял Алексей Навальный с 5%. Далее шли: президент США Дональд Трамп с 3%, бывший губернатор Хабаровского края Сергей Фургал и мэр Москвы Сергей Собянин и Илон Маск — по 2%.

Ранее по теме

Количество получателей пособий по безработице выросло в пять раз - Минтруд РФ

Количество фактических безработных в России может вырасти в этом году в два раза

Количество россиян, желающих работать на себя, выросло в 10 раз

Служба занятости Севастополя предлагает соискателям работы около 3 тысяч вакансий