Анатолий Костенников: «Балаклавская долина муз» является альтернативой проекту «Мыс Хрустальный»
После большой критики, обрушившейся на культурный проект на мысе Хрустальном, в городском общественном мнении образовался вакуум. Горожане в своем большинстве скептически смотрят на предлагаемые проектировщиками гигантские объекты на берегу моря и справедливо возмущаются, что от приморского парка останутся лишь рожки да ножки. Севастопольцы выступают и против многоэтажной застройки, которую пытаются протянуть под аргументом необходимого жилья преподавателям и студентам объектов культуры. Горожане не хотят отдавать Хрустальный никому, они хотят видеть в этом месте парк и музей героической обороны Севастополя. И с этим обстоятельством ничего не поделать.
Есть ли альтернатива проекту «Мыс Хрустальный»? Она есть, уверен председатель общественного совета при Главном управлении культуры Севастополя, кандидат искусствоведения, руководитель филиала Фонда содействия развитию науки, культуры и кино «Одиссей» в Севастополе заслуженный деятель искусств Севастополя Анатолий Костенников.
«Политика у моря» получила расширенный комментарий авторитетного деятеля культуры Севастополя, который изложил концепцию создания Федерального центра российской культуры (ФЦРК) «Балаклавская долина муз».
- В Севастополе до сих пор идет дискуссия о том, правильно ли создавать культурный кластер в районе мыса Хрустальный. Спорит общественность и о том, нужен ли городу театр оперы и балета, который проектировщики нам предлагают, мол, город не потянет. Каково ваше отношение к этой идее?
- Тема создания культурного кластера на территории мыса Хрустальный интересная, однако, не новая. Мы возвращаемся к тому, что уже было в Севастополе, но только в новых архитектурных формах. После Гражданской войны в предвоенном Севастополе было два оперных театра. Один театр был основан Леонидом Витальевичем Собиновым, а второй был создан на основе оперной студии Дома офицеров флота. Таким образом, в Севастополе было два (!!) оперных театра. Они функционировали очень активно, исполняя мировую оперную классику.
Более того, в Севастополе в то время был и полноценный симфонический оркестр. Была народная консерватория, которая, кстати, курировала детские сады, школы, одним словом, музыкальное воспитание начиналось с младых ногтей. Сейчас пытаются этот принцип воплотить не только у нас в городе, но в РФ в целом, но еще раз подчеркну: он был практически реализован в Севастополе. Следовательно, мы не изобретаем что-то новое, а просто восстанавливаем то, что уже было.
Еще один очень важный момент. Неслучайно Шаляпин в районе Гурзуфа пытался построить замок искусств. Сам климат Крыма очень благотворно влияет на человеческий голос. Можем заглянуть в более глубокую историю. Григорий Потемкин как страстный любитель искусств имел в своей ставке и оперный театр, и балет, и симфонический оркестр. Он задумал построить на Юге России музыкальную академию, чтобы пополнять свою многожанровую капеллу музыкантами, и для этого были все предпосылки. Интересная деталь. До начала первой обороны Севастополя в 1854-1855 гг. во время Крымской войны в Севастополе был театр. Об этом можно узнать, просмотрев «Севастопольский альбом» Н. В. Берга, участника героической обороны, в котором запечатлён разрушенный севастопольский театр. Еще раз подчеркну, Севастополь исторически, ментально готов к тому, чтобы «переварить» культурный кластер. Однако не на мысе Хрустальном.
Поясню. По эскизному проекту, который был представлен общественности, оперный театр стоит у самого берега моря. И с этим нельзя согласиться. Потому что влажный соленый особенно вечерний воздух весьма негативно влияет на голосовые связки вокалистов. А опера, это, прежде всего, - пение. Я в свое время руководил городской филармонией, когда на Приморском бульваре прямо у воды располагался кинотеатр «Приморский», где сейчас комплекс ресторанов. Кинотеатр иногда использовался в качестве концертной площадки, однако мы в нем никогда не планировали выступления вокалистов из-за негативного влияния на их голосовые связки морского солёного воздуха. Одним словом, здание оперного театра должно размещаться подальше от берега. И, вообще говоря, не на мысе Хрустальном.
Скажу больше. Территория мыса Хрустальный не подходит для строительства культурного кластера и по другим мотивам. Здесь очень много культурных слоев, связанных с первой и второй оборонами Севастополя, другими культурно-историческими периодами, здесь нужно музеефицировать археологические объекты и создать Музей героической обороны Севастополя, как это было запланировано ещё в советские времена, а также приморский парк отдыха. И на этом закончить освоение территории. Мне думается, что сегодня большинство горожан все больше склоняется к тому, что так и должно быть.
- В таком случае, где размещать культурный кластер с театром оперы и балета, хореографической академией, художественной школой? Есть, наконец, поручение президента…
- Да, есть поручение президента, и оно должно быть исполнено, однако не на Хрустальном, а в Балаклаве. Еще в 2014 году мной, в соавторстве с рядом деятелей культуры города, была создана концепция Федерального центра российской культуры (ФЦРК) с названием «Балаклавская долина муз». Он должен расположиться в пространстве от скалы Мытилино до обводненного карьера Кадыкой, включая и карьер Псилерахи.
Идею создания музыкально-поэтического театра, как рекультивация карьера, мне подсказал мой сын Кирилл. Он в 2013 году закончил севастопольский филиал МГУ им. М. В. Ломоносова. Тема его дипломной работы была «Рекультивация балаклавских карьеров». Однажды мы поехали смотреть карьер Псилерахи. Стоя на самом верху карьера он воскликнул: «Это же настоящий античный театр!». Действительно, выработанный карьер всем своим видом напоминает амфитеатр. Он создал два варианта реконструкции театра в римском и греческом стилях. Получилось очень интересно, реконструкция идеально вписывалась и в окружающий пейзаж, и в само пространство долины. Это же амфитеатр!!!
Тем более, что в мире есть аналоги театров, которые расположены в античных амфитеатрах. Например, театр в Вероне, Колизей в Риме. Есть аналог театра, расположенного в бывшем карьере, например, в Швеции. Причем, интересна история его возникновения. Сначала предприниматель получил там землю и небольшое озеро для разведения раков. У бизнесмена была знакомая оперная певица, которая приехала на местность и проверила акустику карьера, спев монолог Брюнгильды из тетралогии «Кольцо Нибелунга» Р. Вагнера. Она воскликнула: «Какие раки? Здесь должен быть театр!». Природа, акустика подсказали, что должен быть театр, и он появился.
Таким образом, вызревала идея создания «Балаклавской долины муз». После её создания и обоснования, концепция была предложена Главному управлению культуры, законодательному собранию, правительству Севастополя. Отправлял её в министерство культуры, в администрацию президента, премьеру Дмитрию Медведеву.
Но в прошлом году, неожиданно вице-премьер Ольга Голодец представила Президенту В. В. Путину, который в это время был в Севастополе, проект создания культурного кластера на мысе Хрустальный. Однако этот проект подвергся резкой критике общественности, о чем я уже упоминал. Таким образом, появилась возможность вновь вернуться к концепции ФЦРК «Балаклавская долина муз». Этот проект рабочая группа концепции рассматривает как альтернативу предложенному кластеру на мысе Хрустальный.
- Расскажите о деталях концепции «Балаклавской долины муз».
- Основу Федерального Центра российской культуры в Севастополе мог бы составить научно-культурный центр «Балаклавская долина муз» состоящий из объединенных в единую систему трёх объектов: Южная Академия российской культуры, музыкально-поэтический театр, ландшафтно-реликтовый парк с развитой современной культурно-просветительной и досуговой инфраструктурой.
Таким образом, кроме карьера Псилерахи, который просится быть музыкально-поэтическим театром в древнегреческом стиле и с одноимённым названием, на этой территории должна разместиться «Южная академия российской культуры», которая будет располагаться рядом с карьером ближе к скале Мытилино, нависающей над пляжем Васили.
Научно-исследовательский и учебный центр «Южная Академия российской культуры» должна стать центром разработки современной русской, российской и славянской идеологической доктрины, играть на современном этапе роль духовного истока многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства. Академия осуществляет фундаментальные исследования истории, культуры, государственности и философских основ жизнедеятельности славян; взаимосвязь и взаимовоздействие российской культуры с культурами других народов – от античных цивилизаций до современности. В Академии значительное внимание уделяется вопросам культурно-патриотического и эстетического воспитания. Академия также является учреждением высшего образования.
Академия будет иметь три факультета. Первый – театра, литературы, кино. Второй – славянской философии и изящных искусств (живопись, скульптура, архитектура). Третий – музыка и хореография, т.е. консерватория и хореографический ВУЗ. В центре городка академии будет располагаться органный, театрально-концертный комплекс (ОРТЕКК) с учебным театром, учебно-выставочным павильоном, оперным и органно-концертным залом. В ОРТЕКК заложена идея своеобразного научного центра, где можно будет проводить международные симпозиумы, конференции, фестивали, музыкальные конкурсы уровня международного конкурса им. П.И. Чайковского.
Здесь же рядом разместится «Лицей вундеркиндов». Закончившие его выпускники сразу идут в высшую школу, расположенную на этой же территории. Получается замкнутый цикл обучения и воспитания.
Одновременно Академия будет своеобразным учебным центром подготовки не только исполнителей и деятелей культуры высочайшей творческой квалификации, но и чиновников для руководства отраслью культура как муниципально-регионального, так и федерально-государственного уровня и значения. Что сейчас особенно актуально.
Особая актуальность Академии ещё и в том, что именно она должна обеспечить местными высококвалифицированными специальными кадрами утверждённый к строительству в Севастополе оперный театр. В частности, его оперную, балетную труппы и большой симфонический оркестр, для чего потребуется большое количество артистов для хора, симфонического оркестра, а также солистов оперы и балета.
Необходимость создания ландшафтно-реликтового парка с современными аттракционами и культурно-досуговой инфраструктурой естественным образом вытекает из проекта музыкально-поэтического театра античного типа. Театр следует окружить лесопарковой зоной, которая необходима как накопительная и прогулочная часть для многотысячных зрителей культурных мероприятий (спектакли, концерты, фестивали и др.), так и вне связи с подобными мероприятиями.
Парк необходим ещё и с экологической точки зрения. Именно его ландшафтный тип позволит сохранить уникальное природное пространство Балаклавской долины от промышленного строительства и частной индивидуально-коммерческой застройки. Ландшафтно-реликтовый парк будет общественным достоянием не только России, но и объектом мирового туризма.
В зону парка должно входить также и озеро, образовавшееся в карьере Кадыкой в результате его выработки, на котором разместится фестивальный Театр на воде, так как вода очень хорошо отражает и распространяет звук. На озере также можно расположить водные аттракционы, тематически связав их со статусом города-героя Севастополя.
Кроме того, в «Балаклавской долине муз» будут библиотека искусств, выставочный павильон и мастерские художников. Здесь же у нас - общественный стадион и жилищно-бытовой комплекс для преподавателей и учащихся лицея. Все объекты объединены парковой зоной. Причем, парковое пространство будет иметь содержание, связанное с нашей национальной культурой: с образами сказок, с образами русской литературы. Сам парк будет воспитывающей территорией, скажем, для иностранного туриста, который в доходчивой ненавязчивой форме будет постигать нашу национальную культуру.
- Какова доступность «Балаклавской долины муз»?
- Территория открыта со стороны моря – можно организовать катерное сообщение. Морским путём до «Балаклавской долины муз» можно добраться из любого уголка планеты. А с введением в строй Крымского моста, который связывает с материковой Россией, то сюда уже ведут железнодорожные пути и автомобильные трассы. Скоро к ним присоединится и аэропорт в Бельбеке. Расположение идеальное. Одним словом, история, география, климат – все располагает к тому, чтобы именно здесь находился Федеральный центр российской культуры.
И еще один момент. Своеобразным треугольником любой нации является триединство физической, духовной культуры и науки. У нас в России долина науки - Сколково, долина спорта - Сочи, а долины культуры пока нет. Именно в Балаклаве все подготовлено к тому, чтобы появилась долина культуры – международный культурно-туристический центр.
Можно пойти дальше. Усилиями талантливой молодёжи можно создать Русский акрополь в полном смысле этого слова. Все условия для него имеются в Балаклаве. Лучшего места трудно найти.
- А в чём ещё принципиальные особенности Концепции ФЦРК «Балаклавская долина муз»?
- Проект вынесен за жилое пространство Севастополя, благодаря чему не нарушается исторический образ города, как с моря, так и со стороны суши, соответствует закону о городище Севастополя и запрете какого-либо строительства в его зоне, исключает точечное строительство в исторической части города.
Проектирование концепции отодвинуто от береговой линии моря по расстоянию, так и по уровню, что создаёт благоприятные условия для профессиональной деятельности артистов вокального жанра, оберегая их от воздействия солёной вечерней влажности, пагубно влияющей на голосовые связки артистов вокала. Расположение ФЦРК между Севастополем и Балаклавой позволяет не нарушать бытовой комфорт горожан дополнительными шумами и звуками.
Даёт широкие возможности использования свето-, цвето- и звуковые технологии в художественных целях без ущерба для жизненного экологического пространства жителей Севастополя и Балаклавы. Даёт широкий пространственный манёвр для архитектурного решения всех составляющих ФЦРК «Балаклавская долина муз».
- Удалось ли вам найти союзников «Балаклавской долины муз» среди депутатов и чиновников Севастополя?
- Эту концепцию мы представили председателю постоянного комитета Законодательного Собрания города Севастополя по образованию, науке, культуре и спорту Елене Глотовой, заместителю Губернатора, Председателю Правительства Севастополя Ольге Тимофеевой. Готовимся к встрече с председателем Заксобрания Севастополя Владимиром Немцевым. Он познакомился с нашей концепцией, когда был еще сопредседателем Севастопольского отделения ОНФ. Надеемся донести свою концепцию врио губернатора Михаилу Развожаеву. Мечтаем представить свой проект президенту России Владимиру Путину.
- Спасибо и удачи!