Вадим Колесниченко: «Севастополь нельзя оценивать среднестатистической меркой российских городов»

Накануне Нового года «Политика у моря» обратилась к эксперту Вадиму Колесниченко с просьбой подвести итоги политического 2019 года. Год был насыщен интересными мировыми, национальными и местными событиями.

Ниже приводим ответы Вадима Колесниченко на вопросы редакции.

- Вадим Васильевич, завершается политический год. Какие события Вас порадовали, а какие огорчили - в мире, России, Крыму и Севастополе?

- Самым главным событием в моей жизни в текущем году стало то, что похудел на 18 килограммов. Теперь, то, что касается различных «мелочей». Нам не уйти от ура-патриотической темы. Я о новинках военпрома России. Их было много, отмечу нашу станцию в Арктике, вокруг которой было много шума, это ледокол, это освоения Северного морского пути.

Прекрасным событием года является начало импичмента американского президента Трампа, которое приведет, я полагаю, к его однозначной победе на выборах. Причем, что интересно: технологии фейковых войн, которые американцы применяли в третьих странах, как бумеранг вернулись к ним. И теперь разрушают государственность США. Элиты Соединенных Штатов схлестнулись в борьбе за бюджетный пирог с такой силой, что не понимают того, что, по сути, разрушают свою государственность.

Это очередной урок российским элитам, которые в большинстве своем живут в «космосе» и слабо себе представляют как живет страна. Надеюсь на чудо, что кто-то прочистит мозги этой элиты, но с мозгами как раз - большие проблемы. Потому что в противном случае нас ждут не лучшие времена.

Радует убедительная победа консерватора Бориса Джонсона на выборах в Великобритании. Он, конечно же, закончит брэксит. На этом фоне Шотландия с большой вероятностью сможет провести референдум о своей самостоятельности. Там и Ирландия Шотландии в спину дышит. Таким образом, Великобритания может стать просто Англией в ближайшие 5-10 лет. И это тоже не может не радовать, потому что в таком случае англичане наконец-то займутся своими делами, а не поиском врагов.

Очень порадовали в этом году заявления руководителей Польши. Они после накачки американскими деньгами ощутили силу и решили, что могут диктовать Европе свои права, опираясь на США. Я о том, что, получив американский сжиженный газ, они претендуют стать главным газовым хабом Европы. Рискованная игра.

Порадовала Турция. Она пошла ва-банк в конфликте с США, купив ракетные системы России С-400. Более того, Анкара готова заблокировать американскую базу Инджирлик на своей территории в случае санкций со стороны США. Санкции объявлены, посмотрим за развитием ситуации. Однако бесспорным является тот факт, что туркам жизненно важны «Южный поток» и «Турецкий поток», в этих вопросах они на уступки не пойдут.

Что касается российской внутренней политики, то разочарованием года является партия «Единая Россия», которая не смогла провести ребрендинг, изменить свою конструкцию коренным образом. У нас в стране исполнительная власть - базис, а «Единая Россия» надстройка, декоративный элемент. А должно быть наоборот. Политическая партия должна быть в начале процесса, формировать исполнительную власть, объяснять ей ошибки и помогать исправлять их. Словом, консервация проекта «Единая Россия» состоялась. 

Оппозиции нет, ее зачистили всеми возможными способами. Так называемая системная оппозиция, представленная парламентскими партиями, также на все 100% декоративная. Такая оппозиция - перчатка на руке правящей партии, она работает в унисон с ней. Данная ситуация удручает, потому что без политической дискуссии общество, страна не смогут развиваться. И на этом фоне ВЦИОМ сообщает нам, что подавляющее большинство россиян - более 70% - удовлетворены тем, что происходит в стране.  

Самым ярким событием в жизни Севастополя стала отставка кризис-менеджера, губернатора Дмитрия Овсянникова, который своими действиями затормозил развитие города, однако разочарованием стало его назначение заместителем министра промышленности и торговли.

- В этом году в значительной степени неожиданно произошла смена на капитанском мостике Севастополя. Дмитрия Овсянникова сменил общественник Михаил Развожаев. При нем начались строительный хаос, массовая вырубка краснокнижных деревьев, беспредел управляющих компаний, не реагирующих на жалобы горожан. Как вы можете оценить работу Развожаева за 7 месяцев в должности?

- Развожаев зашел в Севастополь удачно, что и следовало ожидать. Потому что после того ужаса управления, который мы наблюдали при прежнем руководителе, началась, на первый взгляд, работа без скандалов. Развожаеву удалось провести спокойные выборы в заксобрание Севастополя, сформировать подконтрольное большинство. Мы видим, что конфликтов в новом городском парламенте нет, проблем нет и не будет. Потрясений не будет.

Развожаев пиарщик, в своем деле преуспел. Он умеет красиво говорить, общаться с людьми, быть в гуще событий. Пока это главное его достижение. 

Понятно, Развожаеву приходится разгребать то, что натворил предыдущий губернатор, приходится заниматься переформатированием команды, перелопачивать контракты в рамках ФЦП. И в этой связи он и его команда допускают большую ошибку: нельзя среднестатистические нормы средней полосы России вносить в южный город, в город федерального значения. 

Это хорошо видно по проблематике ремонта Большой Морской и дискуссий вокруг ее дальнейшего озеленения. Усредненный среднероссийских подход к ней невозможен. Потому что такого южного города и такой улицы в РФ нет. Потому что зеленое убранство города - это не прихоть, это вопрос экологии, снижения жары на 5-7% летом. Это комфорт для населения. Главная изюминка Большой Морской была в том, что она утопала в зелени. Сегодня зелени нет.

Конечно, при принятии жестких решений по зеленому убранству Большой Морской следовало советоваться с профессионалами - дендрологами, а не с экспертами, которые «пилят» бюджет, прикрываясь СНИПами. Для нашего города нужно делать исключения, к нему бережно относиться, видеть его уникальность, особенность. И если эту уникальность и особенность пускать под топор, то что от нашего города останется?

Позитивным фактом в работе Развожаева является завершенная реконструкция парка Учкуевка. Работы организованы отлично, парк сделан хорошо. Однако опять-таки не обошлось без ложки дегтя в бочке с медом. Если высажены в парке молодые деревья, то следовало предусмотреть для них капельное орошение. Потому что при адской летней жаре они погибнут, если только недосмотреть за поливом. А системный полив будет им очень нужен некоторое время, иначе деревья не вырастут. Этого, к сожалению, не сделано, что может перечеркнуть все приложенные усилия.

Развожаеву следует сесть в автомобиль поехать в Евпаторию и там поучиться дендрологии. Там любая стройка имеет отдельный план благоустройства, который широко обсуждается в обществе, в среде дендрологов, садоводов. Дискуссии идут до тех пор, пока не вырабатывается компромиссное решение, устраивающее всех. 

Неделю назад был в Евпатории, с удовольствием посмотрел на многоуровневое озеленение парков, капельное орошение. Причем, они интересны в любое время года, потому что в них продуманы комбинации лиственных и хвойных деревьев, раскрывающих красоту зеленого пространства.

Одним словом, Развожаеву нужно опираться на севастопольский и крымский опыт, невзирая на очень большую финансовую помощь Москвы.

- Будет ли в этой связи мэр Москвы Сергей Собянин вторым Лужковым для Севастополя?

- В какой-то мере. Лужков был патриотом и защищал русский город, а Собянин защищает свои инвестиции. Он будет помогать Севастополю, но будет это делать по-московски, что мы видим на улице Большой Морской. Нас беспокоит и разочаровывает жесткое отношение к зеленому убранству города, такого массового уничтожения деревьев в нашем городе не было никогда.

- Есть фактическое наблюдение, что все губернаторы начинали неплохо, имея поддержку бизнесмена Алексея Чалого, затем возникали противоречия, которые привели к отставкам губернаторов. Каков ваш прогноз: будет ли Чалый бороться с Развожаевым, ставить ему условия, как он это делал Овсянникову и Меняйло?

- Чалый очень сложный человек. Он обидчивый. Да, к нему мы, наверное, можем предъявлять претензии, что в 2014 году, когда он получил большую власть и, может быть, распорядился ею не так эффективно.

Анализ большей части конфликтов показывает, что Чалый боролся за свое понимание развития Севастополя, он включал все ресурсы, которые у него были. Использовал возможность достучаться до главы государства Путина и был у него на приме несколько раз. Он использовал такие встречи, чтобы поставить зарвавшегося, по его мнению, губернатора на место. 

Насколько ключевой была его роль при смещении экс-губернатора Овсянникова, трудно сказать, но то, что он вложил в это дело колоссальный ресурс, однозначно. В ущерб себе? Однозначно. Но то, что отстранение Овсянникова принесло городу пользу, тоже однозначно.

И тот факт, что сегодня Чалый плотно работает с Развожаевым, это означает, что Развожаев пока не является сильным игроком. 

Любой губернатор Севастополя находится между молотом и наковальней. Наковальня - это интересы горожан, а молот - это интересы игроков из Москвы, это интересы крупного капитала. Губернатору приходится в таком положении крутиться и выкручиваться, чтобы не попасть между молотом и наковальней.

Считаю, что серьезной войны между Развожаевым и Чалым не будет. Однако, если что-то пойдет не так, если Чалый увидит, что Развожаев что-то делает не так, он не будет стесняться. Он сразу громко и четко заявит свои претензии.

- Например, есть претензия - раскопанная Большая Морская. Не правда ли, сильнейший раздражитель для населения…

- Я убежден, что реконструкцию Большой Морской нужно было делать сразу с фасадами. И вообще-то должен быть проект. Меня удивляет, что тратятся миллиарды в проект, который делается с колес. Это недопустимо. Это в принципе делать нельзя. Возмущает также то, что все у нас происходит одновременно: Большую Морскую копают и в этом же время собирают дендрологов, которым предлагают обосновать снос деревья на этой улице. Кому нужен такой подход? Севастопольцам точно не нужен.

- Выборы в заксобрание показали, что позиции партии власти - партии «Единая Россия» - в значительной степени пошатнулись. ЕР пришлось прибегать к различным уловкам, чтобы протащить своих кандидатов в парламент. Сегодня некоторые народные избранники от партии власти дистанцируются. 

- Я тем, кто дистанцируется, аплодирую. Они использовали беззубую, бессмысленную систему, которая сложилась в РФ. Все равно с какой программой и в рядах какой партии ты придешь в заксобрание, потому что все равно не будешь иметь реальных рычагов влияния на то или иное решение. 

Что может наше заксобрание? Только одобрить или не одобрить проект бюджета на год. Существенно изменить его оно не может. Депутат заксобрания является приложением к исполнительной власти. У него нет полномочий.

- Зачем, в таком случае, врио губернатора Развожаеву возглавлять местное отделение партии «Единая Россия», если она имеет прикладное значение?

- Все просто. Поступила команда из Москвы. Он ее выполняет. Скажу больше. Складывается впечатление, что у Развожаева нет специалистов, которые умеют работать с документами, и вообще у него пока нет грамотной, эффективной команды. У Развожаева нет серьезной поддержки в Москве, которая пока не определилась, кто будет хозяином в городе в прямом значении этого слова.

У Развожаева нет своих реальных проектов, нет сильных исполнителей. Но это тоже ничего не значит. Почему? Потому что сила общественного мнения в Севастополе из года в год ослабевает. Если 3-4 года назад общественники возмущались некоторыми действиями губернатора, то он этот протест видел и корректировал свои действия. Сегодня критики меньше, можно и не обращать внимания на большинство протестов. Через год возмущений станет еще меньше, и через 10-15 лет Севастополь станет стандартным российским городом. Боюсь, что город превратится в провинциальный населенный пункт.

- Развожаев взял в заместители губернатора людей бизнесмена Чалого. Эти люди в исполнительной власти не работали. Не рискованно ли главе города так строить кадровую политику?

- Развожаева я понимаю. Он не хочет конфликтовать, поэтому берет заместителями таких людей. Развожаев надеется, что все будет тихо и спокойно. Однако до тех пор, пока из Москвы не поступит какая-либо задача. И Развожаев не будет долго сомневаться. Он скорее вступит в конфликт с местным населением, чем ослушается Москву. Потому что в противном случае завтра ему не дадут деньги на какой-то проект, замучают согласованиями. Такое правило действует во всем мире. Россия в этом смысле не оригинальна.

Развожаев взял заместителями людей Чалого, показав ему таким образом уважение и готовность к компромиссам. Заместители начали работать, но когда они провалятся, то на них можно будет повесить всех собак. Их будут с треском увольнять и протестные настроения таким образом будут канализоваться. Этот способ часто используется в политике. 

Развожаев же, как мне кажется, не будет искать конфликтов сам, он будет стремиться к тому, чтобы всегда искать компромиссы. К тому же у Развожаева не такая уж длинная скамейка запасных - не все хотят ехать на такую специфическую территорию как Севастополь.

- Действительно, текучесть кадров в правительстве Севастополя, по внешним наблюдениям, очень большая…

- И я понимаю почему. Приезжает сюда человек с материка. Видит какие специалисты его окружают, знакомится с кругом проблем и задач, понимает, что некоторые задачи просто невыполнимы в связи с разными проблемами переходного периода, и понимает, что условия здесь экстремальные. Поэтому, если он обладает инстинктом самосохранения, начинает готовить пути отхода.

Предположу, что текучесть кадров связана и с тем, что начальники ставят специалистам задачи, которые выполнить невозможно или такие задачи, как говорят, «с душком».

- Севастополь почти 6 лет в составе РФ. Были надежды, что федеральному центру удастся помочь местным элитам модернизировать судостроение, судоремонт, авиаремонтный завод, морехозяйственный комплекс и др. Однако сделано очень мало. Как в таком случае городу зарабатывать деньги, как развиваться? На торговле много не протянешь.

- Вопрос развития города - очень болезненный. К сожалению, синергетического эффекта от вхождения в Российскую Федерацию не получилось. Можно было, опираясь на уже наработанный при Украине опыт политиков и чиновников, попытаться город интегрировать в российские правовые, управленческие, социальные, экономические  процессы, запущенные в 2014 году в Севастополе. Однако мы пошли другим путем.

Нет, к сожалению, учебника, в котором описана последовательность действий, если ты за ночь переходишь из одного в другое государство. Севастопольцы столкнулись со стилем управления, который в России оттачивался 30 лет, и севастопольцам было нелегко. К тому же напор и энтузиазм первых лет растеряли в склоках, взаимных обвинениях, притязаниях в борьбе за власть. Это я о местной элите.

Чиновники из России не понимали, почему население их часто не воспринимает. Например, Овсянников жил в пансионате «Изумруд» и не платил. А когда ему на это указали, он искренне удивлялся. Он искренне не понимал, за что его критикуют. Он не понимал, что его поведение было вызовом общественному мнению. Это был прямой коррупционный скандал в нашем представлении. В его представлении, очевидно, это было нормально. Чем закончился скандал? Ничем. 

Есть еще один аспект - санкции. Кто бы что ни говорил, они влияют. Хотя у наших соседей из Крыма дела в этом отношении идут лучше. У них инвестиционный бум. Крымские чиновники относятся к инвесторам очень трепетно. Чуть ли не каждый день звонят инвесторам, спрашивают о проблемах и предлагают свою помощь.

В Севастополе ситуация другая. Расскажу на своем примере. Я вел инвестпроект ледового катка в Загородной балке. Нашел российского инвестора. Пригласил его в Севастополь. Он здесь просидел несколько месяцев, предлагал власти, что за свои 1,5 млрд рублей достроит каток в Загородной балке и построит еще каток на 4 тысячи мест. Однако поддержки не получил.

Что говорить, если в Севастополе до сих пор не построен индустриальный парк - площадка под инвестиционные проекты.

Спрогнозирую, что в ближайшие годы в Севастополе не будет новых рабочих мест на новых предприятиях. Наш город глубоко дотационный. Однако я оптимист. Надеюсь, что Севастопольский госуниверситет, возможно, за 5-6 лет обучит группу толковых ребят, которые спустя годы создадут высокотехнологические предприятия и, таким образом, город получит новый импульс развития.

- Спасибо за беседу и с наступающим Новым годом!