Иван Соловьёв: «Наш центр помогает детям, которых неправомерно лишили статуса инвалида»

Заслуженный юрист России, председатель Центра правовой помощи «Дело жизни» Иван Соловьёв ответил на ряд вопросов «Политики у моря» и рассказал о работе благотворительного центра.

— Иван Николаевич, Вы руководите работой центра «Дело жизни», чем занимается ваш центр?

— Наш центр занимается оказанием правовой и другой помощью семьям, в которых тяжелобольные дети были лишены статуса инвалида. А также тем, кому инвалидность не назначается по каким-либо субъективным причинам.

— Насколько серьёзна данная проблема в масштабах России? Какова в целом обстановка по стране?

— Обстановка весьма непростая. На сегодняшний день число детей-инвалидов в нашей стране неумолимо приближается к 700 тысячам, и каждый год эти цифры увеличиваются на 15-20 тысяч человек. Это большие цифры, неслучайно в Стратегии развития российского здравоохранения, утвержденной Президентом Владимиром Путиным, рост числа детей-инвалидов назван угрозой и вызовом национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан. Но, к сожалению, бороться с этой угрозой некоторые чиновники решили незатейливо и просто — бездушно и цинично лишают больных детей статуса инвалида. Как говорится: «Нет человека, нет проблемы...»

Особо хочу подчеркнуть, что это не единичные случаи, это вполне себе сложившаяся практика, в основе которой лежит Приказ Министерства труда и социального развития РФ от 27 августа 2019 г. № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». В нём содержатся предписания, имплементированные из западных стандартов, которые позволяют использовать абсолютно субъективный подход к определению детской инвалидности. На практике это приводит к тому, что дети с тяжелейшими заболеваниями, например, с ДЦП и целым букетом сопутствующих заболеваний, не проходят экспертизу. И таких историй по стране уже сотни.

— А как обстоят дела в Севастополе, Ваш Центр работает в нашем городе?

— Не скрою, я интересовался, как обстоят дела в городе-герое: Севастополь в этих вопросах — один из самых благополучных регионов по стране. Информация из различных источников говорит о том, что позиция МСЭ в большинстве случаев является объективной, никаких надуманных отказов нет. Но, если у читателей есть иная информация, то я прошу сообщить её, будем разбираться и помогать каждому.

— Как давно существует центр «Дело жизни»? Что Вас подвигло заняться общественной работой?

— Юридически наш центр существует с марта этого года, но реально работать мы начали с сентября 2019 года. Стоит отметить, что наш проект — «Дело жизни» — вырос не на пустом месте. Ранее, в 2018-2019 годах я участвовал в реализации общественных проектов помощи детям из ДНР, ЛНР и Сирийской Арабской Республики. Есть опыт и большое желание помогать тем, кому особенно тяжело сегодня. И самое главное в этом вопросе — пробить стену молчания и равнодушия.

В этом нам помогают неравнодушные журналисты из федеральных и региональных СМИ. Мы очень плотно сотрудничаем с Российской газетой, МК, Независимой газетой, «Взглядом», новостным порталом «News», «Русской планетой» и многими другими. Низкий им поклон за смелость и помощь!

— Есть достижения?

— С Божьей помощью есть. Многим детям мы помогли восстановить статус инвалидов, а некоторым из них даже не потребуется проходить ежегодное обследование до 18 лет.  По сути, мы вернули семьям надежду на нормальную жизнь, так как социальные выплаты, пособия и компенсации, которые вновь будут выплачиваться, составляют значительную часть их бюджета. А зачастую, детей-инвалидов и вовсе поднимают одни мамы, для них эти выплаты — единственный семейный доход.

На сегодня мы с исполнительным директором Центра, Дианой Гуровой, набрали хорошую команду единомышленников — специалистов в различных областях права. Создаём сайт, который станет не только площадкой для обращений и общения, но и информационно-аналитическим центром, где будут собираться данные и по городам, и по регионам страны. Так что через некоторое время всю информацию можно будет свести воедино, и уже основываясь на анализе, говорить о тенденциях и реальной глубине проблемы.
 
—  Как руководство регионов воспринимает Вашу деятельность?

— Объективно говоря, мы не обращаемся за помощью к руководству регионов. С формальной точки зрения, они не могут влиять на решение бюро МСЭ. 

— Что, по Вашему мнению, нужно изменить в законодательстве или нормативных актах?

— На мой взгляд, первое и самое главное: нужно вывести детей-инвалидов из-под юрисдикции приказа № 585н. Второе: вернуть подчинённость специалистов медико-социальной экспертизы Министерству здравоохранения. Врачи должны быть с врачами, а не зависеть от учреждения, выделяющего деньги! И еще: никто и ничто не мешают нам вернуться к прежней практике назначения инвалидности детям — по наличию тяжкого заболевания или их совокупности.

Уверен, эти изменения помогут решить большинство проблемных вопросов и несколько облегчить жизнь таких семей.