Из истории подземного Севастополя. Часть 1

Севастопольские подземные сооружения  долгое время были  самым большим секретом Советской власти после атомной бомбы. В Севастополе, где историки, казалось бы, осмотрели и обмерили каждый  камень, подземные сооружения и по сию пору — тайна за семью печатями. А точнее, за обитыми железом низкими дверями, чугунными решетками или каменной кладкой, где надежно скрыт пахнущий сыростью жутковатый мрак неизвестности. 

В последнее время в СМИ все чаще появляются сообщения об открытии того или иного  «неизвестно» подземного сооружения, где находят рельсы, провода, патроны, останки людей, противогазы, документы и т.д. Историки гадают, что это такое и к какому периоду принадлежат? 

Известно, что рыли подземелья в Севастополе едва ли не со дня их основания до второй мировой войны. Флоту необходимы были хорошо укрытые запасы на берегу. Для этого лучше всего подходили подземные пороховые погреба, склепы, артиллерийские лаборатории, арсеналы.  

Город рос, и вместе с ним разрасталась и совершенствовалась его  подземная часть, много подземных сооружений создавалось с начала XX века до  начала героической обороны   второй мировой войны. 

При Советской власти проектированием и постройкой подземных сооружений военного значения занимались с середины 20-х годов. Прежде всего, создавали склады для хранения боеприпасов, подземные узлы связи и командные пункты, убежища химзащиты. В период героической обороны Севастополя 1941-1942 г.г. защитники Севастополя  построили свыше 600 убежищ, перевели под землю  все производственные  мощности заводов и мастерских. Во многом,  благодаря  и  этому  250 дней и ночей  фашистские войска не могли взять  морскую крепость.

В 1949 году, когда возможность нанесения ядерного удара стала реальной (бомбу уже опробовали и Америка, и Советский Союз), советское правительство взялось за разработку программы защиты своего населения, промышленных и военных объектов. Крыму и особенно Севастополю, как самым приближенным к границам НАТО регионам СССР в этих планах  отводилась особая роль. 

Сегодня завеса таинственности и забвения над темой Севастопольских подземных сооружений, по крайней мере, приподнимается.  Пока же с ней знакомы единицы людей, поскольку все это были строго секретные объекты. И даже пытаться что-то узнать было небезопасно, несмотря на то, что едва ли не все, вырытое под Севастополем и Балаклавой   до 1942 года, не представляет секрета для немцев. Они хозяйничали здесь почти два года и составили объемистый труд, посвященный  фортификационным сооружениям Севастополя.


Схема подземного комплекса на высоте 211,5 м., с немецким госпиталем

В советское время в Германии вышла уникальная книга о Севастополе и члены международной ассоциации «Интерфест» («фестунг» по-немецки «крепость») показывали ее в Севастополе. В изобилующей фотоснимками книге, в частности, даны подробное описание и чертежи многих подземных фортификационных укреплений Севастополя и Балаклавы практически всех довоенных периодов развития Севастополя.  Хорошо известен немцам и тайный командный пункт, где находился в период обороны города адмирал Ф. С. Октябрьский со своим штабом. Этот подземный КП расположен в самом центре Севастополя, но очень немногие об этом знают, хотя мимо закамуфлированной под чугунный столб выхлопной трубы подземного дизельного двигателя проходят ежедневно десятки людей. 


Немецкая схема подземного комплекса 30 Береговой Батареи 

В Балаклаве на высоте 211,5 м., где незадолго до второй мировой войны под землей был оборудован объект «Голубь»  немцы устроили свой госпиталь. В книге даны подробные схемы и чертежи наземной и подземной части 30-й Береговой батареи и 35-й Береговой батареи, а также практически всех подземных сооружений Севастополя, в том числе Сухарной балки, Советской балки, Нахимовских и Херсонесских погребов и других. Естественно, за время пребывание немцев в Севастополе в течение почти двух лет, немецкие инженеры - фортификаторы обследовали каждый клочок Севастопольской земли, составили подробные карты и описания. Перед войной в Севастополе были 217 военных городков, на территории которых находилось больше 100 подземных сооружений.
  
В июне сорок второго года, в самый разгар третьего штурма, фашистская газета «Берлинер берзенцейтунг» завопила на весь третий рейх: «Так тяжело германским войскам нигде не приходилось!». Военный корреспондент газеты «Гамбургер фремденблат»  писал, «… Севастополь оказался самой неприступной крепостью мира, германские солдаты никогда не наталкивались на оборону такой силы». 

Фельдмаршал Эрих фон Манштейн, участник самых грандиозных сражений Второй мировой войны писал: «Во Второй мировой войне немцы никогда не достигали такого массированного применения артиллерии, как в наступлении под Севастополем».

Командующий 17-й немецкой армией генерал пехоты К. Альмендингер в своем обращении к войскам 3 мая 1944 г. писал: «Я получил приказ защищать каждую пядь Севастопольского плацдарма. Его значение Вы понимаете. Ни одно имя в России не произносится с большим благоговением, чем Севастополь…».
 


Схема подземного комплекса 35 Береговой Батареи. 
 
Героическая оборона и освобождение Севастополя вошла яркой  страницей в историю борьбы советского  народа с гитлеровским империализмом. 

За 8 месяцев обороны Севастополя враг потерял убитыми и ранеными 300000 солдат и офицеров. Более 250 вражеских танков, до 250 орудий, более 300  самолетов уничтожили защитники города. Несмотря на то, что фашисты сбросили в среднем на один квадратный метр  севастопольской земли полторы тонны металла, севастопольцы мужественно сражались и не допускали  врага в город в течение 250 дней.   Дорогой ценной заплатили немецкие варвары за руины Севастополя. 

„Оборона Севастополя,— сказано в сообщении Совинформбюро,— войдет в историю Отечественной войны Советского Союза как одна из самых ярких ее страниц. Севастопольцы обогатили славные боевые традиции народов СССР. Беззаветное мужество, ярость в борьбе с врагом и самоотверженность защитников Севастополя вдохновляют советских патриотов на дальнейшие героические подвиги в борьбе против ненавистных оккупантов". 

Много голов сложено из числа тех, кто пришёл на севастопольскую землю с мечом. Кладбища на окраинах неприступной гордыни – свидетельство бессилия агрессоров: итальянское, немецкое, французское, английское, турецкое. Наш город всегда восставал из пепла и всегда был русским. Но «мы никогда не мстили мертвецам» - как ёмко сказал выдающийся писатель и поэт К. Симонов. 

«О, господа! Если бы я мог ходить, то тогда бы дошел до святых мест России: Ленинграда, Сталинграда, Севастополя, встал бы на колени и поцеловал эту святую землю» Франклин Делано Рузвельт. Президент США (1933-1945 гг.) 

Военно-политическая обстановка, состояние "холодной войны", появление на вооружении НАТО ракетно-ядерного оружия, проникновение США в Средиземное море и активность на Ближнем Востоке - создавали угрозу юго-западным рубежам СССР, на морских границах которого,  базировался Черноморский флот. 

Севастополь попал в число первых советских военно-стратегических программ  защиты от ядерного оружия. В Севастополе должны были при необходимости надолго укрыться под землю все основные военные и гражданские объекты. И не только укрыться, но и продолжать работать. Так возник «сталинский план» создания подземного города под Севастополем. Городу  суждено было стать испытательным полигоном, на котором отрабатывались различные варианты подземного строительства для укрытия промышленных предприятий, населения, запасов, продовольствия, техники и вооружений.
 

Полет над разрушенным Севастополем 1944 г.

Поступление на Черноморский флот новых типов кораблей, ракетоносной авиации, ракетно-ядерного оружия потребовало переоснащения существующих пунктов базирования, реконструкции и строительства крупных и сложных сооружений технического обеспечения. Эти задачи успешно решали инженерно-строительные органы Черноморского флота. Возросла организующая роль Отдела капитального строительства по реализации оперативных замыслов командования флота. С середины 50-х годов основной упор делался на создание новых мест базирования, реконструкцию существующих сооружений, рассчитанных на качественный и количественный рост флота и авиации, в условиях военного противостояния двух мировых систем. 

С 1954 года, практически сразу же после восстановления центральных улиц, ряд строительных организаций приступил к реализации плана строительства подземного города. Генералиссимус И.В. Сталин не дожил до начала реализации плана, предложенного им же в начале 50-х годов.             

Начали с сооружения подземных хлебозаводов и убежищ для горожан. Предусматривалось, что под землю смогут уйти если не все, то, по крайней мере, жители густонаселенных районов. 

В это же время начато было строительство подземных судоремонтных заводов, подземных госпиталей. Предстояло поместить в штольнях также хлебозаводы, холодильники, электростанции, телефонную станцию и многие другие объекты. План был грандиозен и трудновыполним. Хотя бы потому, что грунт, в котором пробивались сотни метров, по твердости не уступал порой граниту. В Балаклавской бухте по уникальному проекту был сооружен военными строителями целый комплекс объектов, обеспечивающих боевую готовность соединения подводных лодок. Кроме штолен-хранилищ топлива и оружия предусматривалось надежное укрытие подводных лодок в условиях современной войны. 

Слово, однажды положенное на бумагу, обретает универсальный характер. Несомненно, печатное слово книги никогда  не заменит  телевидение и радио, как искусство театра не заменят кино, видео или компьютер. 

Как когда-то были секретны материалы по строительству Лазаревских доков и северного дока им. Николая II, как когда-то были секретны материалы по строительству береговых башенных батарей Б-30 и Б-35, так в 80-е годы были секретны материалы по строительству укрытий и убежищ от ядерного оружия. 
Но времена меняются, ранее секретные материалы ушли в историю,  оставив свои неповторимые следы в сердцах людей их создававших. К  сожалению, случалось и такое, что уникальные материалы, рассказывающие о секретной истории Севастополя и ЧФ, того или иного периода сжигали в топках кочегарок, не оставив для потомков даже намека на их существование, а входы в сами сооружения замуровали. Так произошло со многими недостроенными подземными  сооружениями периода «Холодной войны» в Балаклаве и Севастополе. 

Вместе с тем в истории города осталось много белых пятен.  Одной из таких, раннее закрытых тем, является  история создания подземного города.  

Продолжение следует