Секретная операция «Аргонавт». Ялта 4-11 февраля 1945 г. Часть 2

Прибытие участников конференции

2 февраля 1945 года президент США Ф. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль, находясь на о. Мальта, обменялись мнениями относительно стратегического плана на предстоящей встрече с главой СССР И. В. Сталиным и в ночь на 3 февраля вылетели в Крым для участия в конференции, которой было дано кодовое название «Аргонавт».
У. Черчилль сказал: «Началось великое переселение». 

Всю ночь, по словам начальника штаба США У.  Леги, самолеты покидали аэродром на Мальте с десятиминутным интервалом - необходимо было перевезти по воздуху более 700 человек. Только американская делегация включала в себя 135 человек - это министры, советники, дипломаты, начальники штабов и др., и еще 300 человек обслуживающего персонала. Всего в этот день в Саках произвели посадку 20 американских транспортных самолетов и 16 истребителей эскорта. На протяжении всего перелета самолеты поддерживали радиосвязь с военным  аэродромом  Саки.

3 февраля самолеты американской и английской делегаций интервалом в 10 минут приземлялись на военном аэродроме Саки. Каждый иностранный самолет встречали наши истребители в определенной точке над Черным морем и сопровождали его до самого аэродрома Саки. Затем разворачивались и снова летели на встречу со следующим самолетом. Эта процедура приема гостей продолжалась более 4 часов.
 

Одним из первых прибыл премьер-министр Великобритании У. Черчилль, час спустя — президент США Ф. Рузвельт. Их встречали нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов, его зам. А. Я. Вышинский, посол СССР в США А. А. Громыко, посол СССР в Англии Ф. Т. Гусев, посол США в СССР У. А.  Гарриман, посол Англии в СССР А.  К. Керр.

Ф. Рузвельт летел на новом, специально построенном, четырехмоторном транспортном самолете Си-54 («Священная корова»). Вместе с президентом летела дочь Анна, врач, начальник личного штаба У. Леги, охрана и др. 
 
Перелет в условиях военного времени осуществлялся при потушенных бортовых огнях. В то время Си-54 считался самым совершенным авиалайнером: в каюте президента стояли большой раскладывающийся диван, два мягких кресла, стол, радиоприемник, в самолете был небольшой конференц-зал и даже маленькая душевая. Кухня была оснащена электроплитой, холодильником, духовкой, миксером, здесь можно было пользоваться холодной и горячей водой. Электрический лифт устанавливался специально для Ф. Рузвельта, а когда им не пользовались, он «складывался».

На аэродроме Саки самолет президента США приземлился 3 февраля 1945 года в 12 часов 15 минут.  Рузвельта, спустившегося из лайнера лифтом, два филиппинца перенесли в расчехленный «Виллис». Затем вместе с У. Черчиллем, В. Молотовым и другими руководителями государств, которые шли рядом с его машиной, все двинулись мимо почетного караула.

Адмирал У. Леги писал, что во время приема высоких гостей в их честь был выстроен почетный караул: «Я особенно запомнил русский оркестр, сопровождавший парад. Он играл великолепную музыку и имел необычные знамена». 

Отказавшись от посещения организованного в палатках буфета, Ф. Рузвельт, его дочь Анна и сопровождающие его должностные лица отправились на автомашинах в восьмичасовой путь в Ялту.

У. Черчилль в воспоминаниях о событиях 1945 года писал так: «После продолжительного полета в холодную погоду мы приземлились на аэродроме, покрытом глубоким снегом. Мы инспектировали почетный караул президента, сидя в открытой машине, а я – шагал рядом с ней. Потом наша группа направилась в большой шатер, чтобы подкрепиться вместе с Молотовым и членами русской делегации, которые приехали нас встречать».