Секретная операция «Аргонавт». Ялта 4-11 февраля 1945 г. Часть 4
Севастополь встречает гостей
Пока в Ялте проходили переговоры Черноморский флот обеспечивал безопасную стоянку американских и английских кораблей, прибывающих в Севастополь для связи глав правительств стран — участников Ялтинской конференции.
После выполнения первой части задания в Севастопольскую бухту вошли три американских тральщика, корабль связи Президента США Рузвельта «Катоктин» и корабль управления ВМС Великобритании, раннее курсирующий на линии Лондон – Сидней, военный транспорт «Уильям Блоунт». Прослышав о серьезной минной опасности на подходах к Севастополю, американцы захватили с собою и тральщики.
Проводка и постановка иностранных кораблей в Севастопольской бухте обеспечивалась штурманской службой Черноморского флота. Перед постановкой американских и британских кораблей на места стоянок, рейд севастопольской бухты еще раз был тщательно обследован на предмет наличия немецких донных мин. Корабли охранения ЧФ блокировали вход в Севастопольскую бухту на случай возможных диверсий. Британский штабной корабль стоял на бочках у северной стороны.
Севастопольцы, узнав о заходе военных кораблей союзников в Севастополь, высыпали на Приморский бульвар и большим интересом наблюдали постановку кораблей на стоянки.
Большой штабной корабль ВМС США «Катоктин» поставили в Северной бухте, в районе Угольной стенки, усилили наблюдение за воздухом и водной средой. Все корабли эскадры имели в боевой готовности дежурные зенитные автоматы и расчеты. Командирам кораблей был запрещен сход с кораблей, и часть новых крейсеров и миноносцев стояли с прогретыми машинами.
Постоянно один из кораблей находился у Херсонеса для осуществления связи с самолетами союзников, которые постоянно с конца января прилетали на аэродром Саки с южного направления. Для возможного оказания помощи на случай аварии и посадки самолетов на воду, в базе дежурили быстроходные эсминцы.
Черноморская эскадра действовала с большим напряжением, пока все высокие гости не улетели. Командующего Черноморским флотом пригласили к себе на корабль американские офицеры. Американцы вели себя очень дружелюбно, раскованно, говорили о скорой победе над Германией. Все они довольно слабо представляли усилия Советского Союза по разгрому гитлеровцев. Много говорили о морских битвах в Атлантике, о больших экономических возможностях США. Среди американских штабных офицеров безошибочно можно было определить ряд личностей, которые явно были разведчиками.
На следующий день, в Доме офицеров флота на втором этаже Командованием ЧФ был устроен банкет в честь американских и британских моряков.
В течение переговоров глав государств, проходящих в Ливадийском дворце, в Севастополе военные моряки проводили совместные вечера-концерты, встречи с жителями города, которые, как отмечала пресса, носили доброжелательный и дружеский характер. Американцы знакомились с разрушенным городом и его историческим прошлым.
Необходимо напомнить, что же представлял собой Севастополь в феврале 1945 года, через девять месяцев после его освобождения.
С окончанием боевых действий на морском театре Черноморский флот приступил к ликвидации последствий, еще гремевшей на западе войны - тралению мин на Черном и Азовском морях и на Дунае. При этом, особое внимание уделялось разминированию фарватера главной базы флота.
Только 5 ноября 1944 г. основные силы Черноморского флота смогли возвратиться в Севастополь. Однако здесь моряков ожидало еще немало трудностей: город лежал в руинах, разрушенным оставался причальный фронт, не было жилья, недоставало электроэнергии и воды. Перед бегством фашисты полностью уничтожили коммунальное хозяйство, взорвали и разграбили промышленные предприятия, культурные учреждения.
Много потрудились флотские минеры над разминированием развалин города. С момента освобождения Севастополя они обнаружили и обезвредили 1115 тыс. бомб, мин и артиллерийских снарядов. По кольцу города под усиленным контролем конвоиров работали пленные немцы и румыны. Они разбирали завалы, очищали проезды улиц. Руководил этими работами немецкий генерал, который перемещался по городу в своей форме на бричке и носил белую повязку на левой руке. Необходимо отметить, что четкий порядок, заведенный в фашистской армии, соблюдался и среди пленных. Советским конвоирам запрещалось вмешиваться в действия немецкого генерала, который часто использовал плеть для наказания провинившихся пленных немцев.
Работы было очень много, разрушения главной базы были колоссальные. Штаб Флота, штабы соединений и узлы связи, причалы для надводных кораблей, подводных лодок и торпедных катеров, три аэродрома для гидросамолетов, береговые базы, склады и арсеналы артбоеприпасов, технического и шкиперского имущества, продовольствия, топлива и др. лежали в руинах. В военном гарнизоне до войны располагалось более 200 военных городков со своими здания, сооружения, инженерной инфраструктурой, домами для проживания офицерского состава. Война не пощадила ничего. Практически в середине 1942 года города уже не было. Немцы хозяйничали в Севастополе до мая 1944 года и за это время восстановили ряд домов, наладили водоснабжение, железнодорожное сообщение, мосты, связь, судоремонтное производство. Но, уходя из Севастополя, фашисты взорвали все что могли, остальное заминировали.
В моих архивах наряду с материалами и характеристикой Севастопольских военных городков довоенного периода, хранится комплект фотографий, сделанных по заданию Командующего ЧФ группой офицеров ЧФ в период мая - августа 1944 года, сразу же после освобождения города. Практически главной базы ЧФ и города не было, были нечетко выраженная сетка городской застройки, очертания бывших улиц, кварталов, военных сооружений, подземных складов и др. Вот, что предстояло увидеть гостям на месте некогда величественного города.
«…что и говорить, Севастополь представлял собой в ту пору страшное зрелище — сплошные руины. Но среди развалов уже кипела жизнь, люди расчищали улицы, восстанавливали дома. Посреди бухты дымил линкор «Севастополь» в окружении стоявших на бочках крейсеров. У Минной стенки замерли эсминцы…» – пишет в своих воспоминаниях очевидец событий адмирал В. Касатонов.
11 февраля Ялтинская конференция завершилась. Результатами ее члены военно-морской группы, были более чем довольны. В день закрытия стало известно, что в принципе Сталиным уже решены вопросы о возвращении СССР южной части Сахалина, передаче нам Курил, восстановлении аренды Порт-Артура у Китая...
Сталин остался доволен результатами конференции. Может быть, именно поэтому им был отдан приказ о награждении всех офицеров, принимавших участие в ее проведении.
После окончания конференции, главы союзных делегаций решили осмотреть Севастополь. Первым, 11 февраля 1945 года город посетил Президент США, который проследовал по единственной дороге, идущей из Ялты в Севастополь - Лабораторному шоссе, мимо разрушенных Лазаревских казарм и останкам разрушенной одноэтажной Корабельной стороны.
Как и на протяжении всей конференции, в день посещения гостями Севастополя в Крыму была великолепная солнечная погода. И на фоне такой погоды особенно сильное впечатление оставляли разрушения, причиненные войной: от города почти ничего не осталось. Президент был поражен разрушениями, причиненными войной.
Спустившись по Ушаковой балке и протиснувшись сквозь чудом уцелевший проезд под каменным акведуком, президентский кортеж прибыл на причал Угольный, где Ф. Рузвельта перенесли на корабль связи. Связавшись оттуда с Каиром и уточнив детали предстоящего совещания, Президент США с борта корабля осмотрел разрушенный Севастополь. Переночевав на военном корабле, 12 февраля Ф. Рузвельт выехал в Саки, откуда самолетом вылетел в Каир на совещание. Провожал Президента на аэродроме министр иностранных дел Молотов. Через день все американские корабли покинули гостеприимный Севастополь, взяв курс на пролив Босфор.
Кстати, за день до окончания встречи глав государств командующий ВВС ЧФ провел последнее совещание с авиационными представителями делегаций. В благоприятном духе согласовали все вопросы перелета. Но непредвиденные обстоятельства чуть было не задержали вылет специально оборудованного самолета Рузвельта. В одном моторе «пошла стружка». Нужно было менять мотор. По американским правилам такую замену могла произвести только заводская бригада. «Ермаченков взял на себя смелость предложить американцам помощь наших техников», - свидетельствовал позднее участник тех событий. После тщательного опробования мотора на всех режимах в воздухе, самолет признали годным для выполнения длительного перелета.
Черчилль в Севастополе
13 февраля 1945 года сэр У. Черчилль со своей дочерью Сарой приехал в Севастополь. Будучи в Крыму, британский премьер-министр не мог не посетить места, связанные с британской историей. Премьер-министр Великобритании не мог вернуться на родину, не побывав в «Долине Смерти» и на Каткартовом холме, не отдав дань уважения своим соотечественникам.
Примечание: У.Черчилль является потомком знаменитого рода Мальборо, в 1893 году, с третьей попытки поступает в известное английское военное училище Сэндхерст, но не пехотную школу, чего хотел отец, а в кавалерийскую. В кавалерии же и содержание самого офицера стоило дороже, а кроме того, ему приходилось иметь еще по нескольку лошадей для служебных целей, для спорта и охоты. Следовательно, кандидатов для зачисления в кавалерию было значительно меньше, и вопрос решался по существу лишь тем, может ли будущий кавалерист обеспечить себе необходимое содержание.
Закончив военное училище, У.Черчилль попадает служить в 4-й гусарский полк, который в октябре 1854 года принимал участие в знаменитом Балаклавском сражении, а осенью 1896 г. был направлен в Индию. При высадке в Бомбее с Уинстоном произошел несчастный случай. Подойдя к берегу на маленькой лодочке при довольно значительном волнении, он схватился правой рукой за большое металлическое кольцо, вделанное в стену пристани. Лодка ушла из-под ног, Уинстон повис на руке и вывихнул плечо. Впоследствии вывих все время сказывался, и Уинстон мог пользоваться правой рукой весьма ограниченно. (Кстати главнокомандующий британской армией в Крыму Лорд Раглан вообще был без правой руки). Он был страстным игроком в поло, и его очень огорчало, что вывих мешал ему развернуть свои спортивные способности в полной мере. Важнее, однако, было другое. Ослабленная правая рука мешала ему пользоваться традиционным оружием кавалеристов — шашкой. Уинстону пришлось сменить шашку на автоматический пистолет маузер, что в дальнейшем, между прочим, спасло ему жизнь.
У.Черчилль изъявил желание увидеть эти места, о чем он вспоминает в своей книге «Вторая Мировая война» (т.6. «Триумф и трагедия»). В ней он пишет: «Днем 13 февраля я побывал там вместе с начальниками штабов и русским адмиралом, командующим Черноморским флотом (на самом деле это был начальник штаба ЧФ вице-адмирал Басистый). Оглядывая местность, можно было себе представить ту ситуацию, с которой столкнулся лорд Раглан около 90 лет назад. Мы посетили его могилу утром и были очень поражены той заботливостью и вниманием, с которым за ней ухаживали русские».
К сожалению, в этих словах скрыта неточность. Фельдмаршал лорд Раглан, главнокомандующий британскими войсками в Крыму и на Востоке в целом, скончался 28 июня 1855 года от холеры. Ему тогда было 67 лет. Будучи молодым офицером, он принимал в 1815 году участие в битве при Ватерлоо, где потерял правую руку.
Через несколько дней после смерти 3 июля 1855 года гроб с телом фельдмаршала был погружен на борт корабля «Caradoc» и отправлен в Британию тем же вечером. На пятикилометровом пути от британской главной квартиры до Камышовой бухты, по обеим сторонам дороги, был выстроен почетный караул из британских и французских солдат. Гроб везли на специально изготовленном катафалке, а по краям его на лошадях следовали командующие французской, итальянской, турецкой и британской армиями в Крыму.
Кстати, в тот же день 3 июля правительство Британии назначило 2 пенсии леди Раглан и старшему сыну фельдмаршала. 24 июля 1855 года «Caradoc» прибыл в Бристоль, а через 2 дня 26 июля останки лорда Раглана были захоронены в фамильном склепе в Бэдминтоне. Таким образом, могила лорда находится в Англии. Но в Крыму, где рядом с британской главной квартирой находилось штабное кладбище осталась плита с надписью о смерти Лорда Раглана. (6-й км. Балаклавского шоссе, плодово-овощные склады)
Очевидно, именно эту плиту и показали У.Черчиллю ошибочно, как могилу лорда Раглана. Британский премьер посетил также и город Балаклаву, с набережной осмотрел развалины Генуэзской крепости, бухту, где в 1854-1856 годах стояли английские корабли и где размещалась главная база британских войск в Крыму. С набережной начиналась железная дорога, от Балаклавы до передовых позиций британских войск на Каткартовом холме, длиной 14 км, построенная за семь недель 500 британскими рабочими зимой 1855 года.
А в Балаклавской долине премьер-министр осматривал поле знаменитого Балаклавского сражения 25 октября 1854 года с самой высокой точки - с места, где в 1854 году располагался турецкий редут № 4 - основной «виновник» трагической ошибки Лорда Кардигана.
При осмотре английского офицерского кладбища на Каткартовом холме, где захоронены многие британские герои Крымской войны, произошел забавный случай. Сопровождающий премьер-министра переводчик детально рассказывал об исторических событиях Крымской войны 1854-1856 г.г., показывая линии расположения передовых позициям британцев, линии атаки на 3-й русский редут и рассказывал другие подробности тактики ведения осадной войны. А сопровождающий У. Черчилля русский адмирал Басистый постоянно пытался рассказать премьер-министру Великобритании откуда наступали немецкие танки!
Необходимо отметить, что Каткартов холм является господствующей высотой с отметкой 200 м над уровнем моря и по его территории во время II мировой войны проходила линия обороны советских войск. На территории английского кладбища, укрытая в зелени деревьев находилась зенитная батарея, которая постоянно подвергалась бомбардировкам немецкой авиации. По стечению обстоятельств, немецкие самолеты, бомбившие батарею на Каткартовом холме, базировались на полевом аэродроме, находящемся именно на месте атаки Легкой бригады генерала Кардигана в октябре 1854 года.