Севастополь. Исторический календарь. 1815 год

Император: Александр I;

Губернатор Таврической губернии:  генерал-лейтенант Андрей Михайлович  Бороздин (1807—1816); 

Главный командир ЧФ: 12.1811— 03.1816 – Н.Л. Языков, вице—адмирал (с 1805);

Градоначальник: 12.1811—03.1816— Н.Л.Языков, губернатор Николаева и Севастополя.

 

1. События в мире

 

03-06. Бегство Наполеона с острова Эльба. «Сто дней» Наполеона (20.03.1815 —22.06.1815). Его попытка использовать разногласия антифранцузской коалиции и недовольство французского народа реставрацией королевской власти для восстановления своей империи, однако это его намерение простой народ не поддержал. 

28.05. По решению Венского конгресса большая часть Герцогства Варшавского присоединена к России под именем Царства Польского. Галиция отошла к Австрии, герцогство Познаньское и Краковская республика — к Пруссии.

05-12.06. Извержение вулкана Тамбора на острове Сумбава в Индонезии. Погибло 92000 человек. Одно из крупнейших извержений вулканов в истории человечества. 

08.06.    Подписан акт о создании Германского союза, куда вошли 34 независимых государства и 4 вольных города. Это первый шаг на пути объединения Германии.


Битва при Ватерлоо 

18.06.    Битва при Ватерлоо (вблизи Брюсселя) — решающее сражение наполеоновской армии с войсками коалиции, располагавшей подавляющим преимуществом в живой силе и вооружениях, что и предопределило их победу. Наполеон вновь отрекся от престола 22 июня и был сослан на остров Св. Елены, где и умер в мае 1821 года.

07. Во Франции утвердилась власть короля Людовика XVIII из династии Бурбонов, образовано правительство во главе с Талейраном и Фуше. В стране начался «белый террор». Многие деятели революции были убиты без суда. Трибуналы вынесли более 10 тысяч обвинительных приговоров по политическим делам. Более 100 тысяч человек уволены с государственной службы. Избрана ультрареакционная палата депутатов, названная «бесподобной палатой». 

07.10. В Париже, на площади Обсерватории, маршал Ней, прозванный во Франции «храбрейшим из храбрых», отдал свою последнюю команду, приказав взводу гренадеров расстрелять его. 

20.11. 2—й Парижский мирный договор, предусматривающий 5—летнюю оккупацию Франции (в составе 150.000 оккупационной армии 30.000 русских). 

… Завоевание Цейлона. Взятие британцами столицы Цейлона   города Канди. 

… Англичанин Эгг изобрел медные пистоны с ружейным порохом.

… Экономический кризис в Англии привел к увеличению числа безработных, ухудшению их положения, что способствовало подъему стачечного движения. По всей стране прокатились митинги и демонстрации, правительство отвечало репрессиями.

 

2. События в России и Крыму

 


Морской кадетский корпус

03.05.    Будущий знаменитый адмирал и герой обороны Севастополя в Крымской войне 1854—1855 гг. Павел Степанович Нахимов (1802—1855) поступил в Морской кадетский корпус гардемарином. 

18.07. Начало кругосветной экспедиции лейтенанта О.Е. Коцебу (1788—1846) на бриге «Рюрик». Это было первое кругосветное плавание, предпринятое специально с целью географических исследований, для отыскания пути из Тихого океана в Атлантический (от Берингова пролива на восток вдоль северного побережья Северной Америки) и изучения тропических морей. Экспедиция продолжалась 3 года. 
03.09. В Казани произошёл сильнейший пожар. 

14.09. Создание «Священного союза» России, Пруссии и Австрии (инициатором создания был Александр I) для поддержки феодально-абсолютистских режимов.


Первый русский  пароход «Елизавета»

03.11  Владельцем петербургского механико—литейного завода Карлом Бердом построен первый русский пароход «Елизавета» (мощность машин 16 л.с.). 3 ноября  пароход совершил свой первый рейс из Петербурга в Кронштадт. На тот момент монополия на производство пароходов была отдана Александром I Роберту Фултону, который был изобретателем паровой машины. Но так как в течение 3 лет Фултон не построил на реках России ни одного парохода, привилегия на постройку перешла к Чарльзу Берду.

… Русский мореплаватель И.Ф.Крузенштерн (1770—1846), обобщив результаты первой кругосветной экспедиции российского флота и других плаваний, составил «Атлас Южного моря», надолго ставший главным руководством для плавания в Тихом океане. Труды Крузенштерна и Лисянского о плавании вокруг света изданы на многих языках. 

 

3. События в Ахтиаре

 

12.12. В Севастопольском Адмиралтействе была заложена 14—пушечная шхуна «Севастополь». Строил ее опытный мастер Тарусов, вступила в строй боевых кораблей Черноморского флота через 2,5 года. Шхуна несла дозорную и транспортную службу, поддерживала связь между военными портами Крыма и Кавказа, перевозила войска, снаряжение, боеприпасы и строительные материалы. Во время русско-турецкой войны 1828—1829 гг. шхуна действовала в составе флота как военный транспорт и сторожевой корабль у берегов Крыма. Затоплена в Севастопольской бухте в 1855 году.

Херсонесский маяк

… Для обеспечения безопасности плавания кораблей и судов при входе на Севастопольский рейд на самой западной части Гераклейского полуострова,  мысе Херсонес, где в III веке до н.э. располагалось небольшое древнегреческое поселение, известное как Страбонов  Херсонес  спроектирован (автор Л.В. Спафарьев) и заложен маяк. В документах, связанных с деятельностью Ф.Ф. Ушакова, имеются сведения, что на мысе Херсонес уже в 1789—1791 годы существовал маяк. Однако описания его не сохранилось. 

… Севастополь продолжал расти. В городе насчитывалось 1106 белокаменных домов, раскинувшихся на берегах тихой гавани, благоустраивались некогда пустынные бухты, строились новые причалы и склады. В городе проживало 30 тысяч человек (1105 гражданских), имелось три церкви, строительство которых царское правительство охотно поощряло. Кроме того, насчитывалось уже 202 торговых заведения, в том числе 13 «питейных домов». Существовал городской базар, ежегодно проводилось две ярмарки. Развивалось и промышленное производство, прежде всего, построенное за казенный счет - Севастопольское Адмиралтейство и ряд небольших заводов. Начали открываться и частные предприятия. 

… Продолжало разрастаться Севастопольское Адмиралтейство. В стадии строительства находились печь для пропаривания лесоматериалов, новая большая кузница, лесопилка и новая парусная мастерская. Номенклатура работ Адмиралтейства значительно расширилась, выполнялись, помимо корабельных ремонтных и строительных работ, еще и работы по переоборудованию судов, по разборке списанных по ветхости кораблей. Особенно большим событием в развитии города явилось становление кораблестроения. Строились небольшие военные и вспомогательные суда. За 117 лет (до 1900 г.) их было построено 17, из которых первым был 18-пушечный корвет «Крым». 

… В начале XIX века в одной из живописных балок к югу от Севастополя создается хутор, получивший свое название от имени хозяина Хомутова. Балка находится на Южной стороне Севастополя, вливается  с востока  в Сарандинакину балку.  Первым владельцем хутора  был Ф.М.Хомутов, впоследствии хутором владели его сыновья. Один из них, Л.Ф.Хомутов, служил на Черноморском флоте с 1822 г., вышел в отставку в звании  генерал-майора.

Балка Сарандинаки

… Сарандинакина балка названа по имени владельца хутора,  находившегося здесь, Евстафия (Стати, Стомати) Павловича Сарандинаки. Грек по национальности, Сарандинаки в 1771 году поступил волонтером на русскую эскадру. Балка «официально» начинается от высоты Горная, но заметной становится только в районе 7-го километра Балаклавского шоссе. Извиваясь на протяжении шести километров, она вбирает в себя много балок и балочек, наиболее крупными из которых являются Хомутова и Делагардова и, наконец, впадает в Южную бухту. Это место характерно обильными источниками воды. По балке проходил водопровод, построенный в 1788 — 1790 гг. и получивший то же название. Сардинакинский водопровод снабжал водой весь нагорный район Севастополя. В месте «впадения» Сарандинакиной балки в Южную бухту расположен железнодорожный вокзал.