Страсти по «Ракушке»

 

Блогер предлагает посмотреть на проблему застывшей реконструкции летней эстрады «Ракушка», руководствуясь историческим принципом. Возможно, он поможет читателям понять больше, чем сейчас.

Публикуем блог в сокращенном виде.

«Скандал вокруг сноса практически завершенного после «капремонта» зрительного зала летней эстрады «Ракушка» в знаковом месте Севастополя – на Приморском бульваре уже вышел за пределы Крыма, став достоянием известнейших печатных и интернет-ресурсов России. 

Интересна предыстория возникшей проблемы. Почти 1,5 года капитальный ремонт «Ракушки» проходил прямо напротив окон зданий правительства и законодательного собрания Севастополя, но только вдруг из-за мнений нескольких общественников раздалась грозная реакция. Губернатор и поддержавший его единогласно архитектурно-художественный совет города решил судьбу «бетонного ново дела». Как пишут электронные СМИ, «Губернатор города Михаил Развожаев поручил снести колизей и режиссёрскую будку вокруг летней эстрады «Ракушка», переделать проект, а закупленное для «Ракушки» дорогостоящее оборудование передать другим учреждениям города». 

Более того, М. Развожаев поручил провести тщательную служебную проверку вопиющего факта и документы передать в правоохранительные органы. Большая часть общественников, а также разделивших в последнюю минуту их мнение членов заксобрания и архитектурно-художественного совета исходят из того, что, во-первых, «новострой» закрыл для севастопольцев пространственно-видовой обзор на Приморском бульваре и, во-вторых, совершен акт изменения привычного исторического облика бульвара.

Совершенно верно! Мы тоже присоединимся к этому, но тогда давайте уже идти до конца по исторической ретроспективе.

 

Прогулка в прошлое

 

Приморский бульвар был разбит на месте Николаевской береговой батареи, взорванной в конце Крымской войны, в 1856 году. В апреле 1883-го городская Дума обратилась с ходатайством о передаче участка бывшей батареи для устройства на нем бульвара. Год спустя последовало высочайшее повеление (это даже не разработка Андреевским дворцом культуры проекта «капремонта»), согласно которому на упомянутом участке было разрешено содержать бульвар. Еще через год, в 1885-м, Приморский бульвар был открыт.

Западная часть бульвара была платной — 10–15 копеек за вход. В восточной, бесплатной части бульвара находился деревянный летний театр , построенный в виде терема, рядом с ним — такой же теремо-образный ресторан. Летний театр построили в 1884 году. Это было оформленное в русском стиле двухэтажное деревянное здание с узорчатыми карнизами, затейливыми башенками и главным входом в виде резного крыльца под высокой коньковой крышей.

И в западной, и в восточной части бульвара стояло множество скамеек, а за отдельную плату (5 копеек) можно было посидеть на стуле прямо у моря. В 1910 году в Севастополе на Приморском бульваре был открыт скейтинг-ринк — асфальтовый каток для катания на роликовых коньках. Однако это развлечение не пришлось севастопольцам по вкусу — уж слишком дорого стоил билет. Так что каток вскоре закрылся, а на его месте было построено круглое здание театра «Ренессанс», ставшее еще одним украшением Приморского бульвара. Этот театр работал и зимой, и летом. После революции его переименовали в театр им. Луначарского. Здание «Ренессанса» не уцелело — во время Великой Отечественной войны оно было уничтожено прямым попаданием авиационной бомбы.

Таким образом, к появлению «Ракушки» сформировался очень оригинальный архитектурный стиль Приморского бульвара.

 

Прошлое и настоящее

 

И вот сейчас мы подходим к важнейшему аспекту: формированию архитектурного образа «Ракушки» способствовали как минимум три обстоятельства - городской социальный заказ, сложившийся архитектурный ансамбль Приморского бульвара, а также количество жителей Севастополя конца 19 века.

1. «Ракушка» была построена в 90-е годы XIX века. Социальный заказ был связан с тем, что появилась необходимость создания «эстрады для оркестра». Следует уточнить - для камерного оркестра (15-20 чел.). Это подтверждает размер эстрады на архивном фото. Для звукоотражения взята форма ракушки, как наиболее акустически оптимальная.

2. Архитектурный образ «Ракушки» стал продолжением сложившегося архитектурного стиля Приморского бульвара. Тем самым архитектор объекта очень грамотно вписал «Ракушку» в архитектурную среду бульвара, проявив при этом творческий и профессиональный подход.

3. Население Севастополя в 1897 г. составляло всего лишь 57 465 человек. Это и определило размеры театрона (места для зрителей) и количество посадочных мест. На сохранившейся фотографии хорошо видно зрительное пространство. Можно даже посчитать количество посадочных мест – где-то приблизительно 270. Наклон театрона был совсем незначительный, т.к. для концертной площадки это не существенно. Ведь музыку слушают, а не смотрят. Тем более, что для зрелищных мероприятий на Приморском бульваре существовал Летний театр. Так что у «Ракушки» было чёткое функциональное предназначение.

Ежегодно в январе на очередном заседании Севастопольская городская Дума рассматривала вопрос о приглашении оркестра для игры на Приморском бульваре. В Севастополь приезжали по приглашению на гастроли на 1 месяц или на весь сезон (с мая до середины октября), заключали контракты различные коллективы. В числе выступавших были и известнейшие исполнители, даже великий Шаляпин – в июле 1917 года он, с красным знаменем в руках, спел «Марсельезу»... 

Прошедшие две войны – гражданская и Великая Отечественная, последующие годы принципиально изменили архитектурный облик Приморского бульвара. Исчезли все объекты, составлявшие стройный и образный ансамбль главного места отдыха севастопольцев. Зато появились новые («бетонные новоделы»?) – смотровая вышка ЧФ, изначально предназначенная для работы 1 день в году – на праздник ВМФ, ресторан «Ильяс», многочисленные киоски, наконец, длиннейший забор у частного дельфинария (как насчет пространственного раскрытия?). 

Удалось сохранить только эстраду «Ракушки», но значительно изменилось её предназначение. Из «эстрады для оркестра» она превратилась в универсальную площадку для коллективов народного творчества - как вокальных, инструментальных, так и танцевально-хореографических.

Необходимо подчеркнуть, что при сохраненной форме и её ограниченных возможностях, во-многом изменилось содержание. Ведь во времена создания «Ракушки» не существовало такого понятия как самодеятельное народное творчество, тем более, в таких масштабах.

Посещение «Ракушки стало более массовым. И это не случайно, т.к. связано со значительным ростом населения Севастополя, что в свою очередь повлекло увеличение числа посадочных мест театрона до 370.

Отсутствие современной звуко-усилительной и световой аппаратуры в сочетании со значительной эксплуатационной нагрузкой и необходимостью увеличения посадочных мест и стали основанием для капитального ремонта «Ракушки». Ведь население современного Севастополя, по оценкам властей, превышает 450 тысяч. А «...по потреблению воды и хлеба очевидно, что в Севастополе проживает более 700 тысяч человек», - доложил губернатор города М.В. Развожаев президенту РФ В. Путину.

Значительное увеличение населения, стремительное развитие электронной техники, а также опыт ремонта, реконструкции и нового строительства подобных объектов в ряде регионов России привели к мысли о создании концертного пространства с новыми технологиями в знаковом месте Севастополя, тем более, что «Ракушка» де-факто оказалась единственным объектом, сохранившимся от первоначального Приморского бульвара, но уже с функцией театрально-концертного зала, и зрительский комфорт приобретает в данной ситуации особый смысл. 

Подобное переосмысление «Ракушки» значительно расширит перспективы её эксплуатации за счёт привлечения популярных профессиональных коллективов и исполнителей, включая и музыкально-театральный жанр. Проектировщики предложили выполнить театрон (места для зрителей) в виде амфитеатра с увеличением посадочных мест – кресел со спинками, а подрядчики его почти реализовали. И именно это вызвало возмущение – вначале отдельных представителей общественности города, затем и – официальных органов.

 

Назад или вперед?

 

В том, что использована форма амфитеатра, ничего предосудительного нет. Все современные театры, концертные залы и пространства используют эту форму зрительного зала. Изобретение античного греческого театра оказалось настолько уникальным, что современная архитектурная мысль не придумала ничего принципиально нового. Весь сыр-бор в Севастополе разгорелся вокруг того, что уклон амфитеатра образовал наружную стену, которая ограничивает обзор морской перспективы и разрушает архитектурный облик Приморского бульвара, являющегося объектом культурного наследия. Возвышающаяся над стеной звуко-режиссёрская рубка усилила накал страстей. 

И, действительно, со стороны это выглядит несколько нелепо в привычном пространстве заповедного бульвара. Вот здесь и возникают вопросы – кто проектировал, кто утверждал, кто выдал разрешение на производство ремонтных работ? Этой теме был посвящён круглый стол, проведённый на одном из городских интернет-порталов с участием вице-губернатора Севастополя О. Тимофеевой, депутатов Зак.собрания В. Горелова и Е. Бубновой, члена правления Союза архитекторов Севастополя Н. Безнос и С. Самошина, члена Севастопольского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Однако 57 минут эфира так и не дали ответа на эти вопросы. 

Но было ясно, что в деятельности департаментов правительства города и организаций, ответственных за этот вопрос, нет согласованности. Более того, нет внятной процедуры прохождения проектной документации от начального технического задания до утверждения проекта и выдачи разрешения на его производство подрядчику. Более того, имеющиеся выписки из ЕГРН по земельному участку, на котором расположена «Ракушка», свидетельствуют, что ограничений на строительство по данной территории нет. Более того, об этом все официальные лица были уведомлены.

Интересно отметить то, что в процессе круглого стола был показан видео-опрос севастопольцев о возникшей ситуации с «Ракушкой». Ответы были
неоднозначны. Но один пожилой человек выразил очень мудрую мысль. Смысл её в том, что надо ориентироваться не только на мнение пожилых людей, а более всего на молодёжь. Им в итоге решать, насколько интересна будет «Ракушка» после окончания ремонта. 

А ведь действительно, после разрушения амфитеатра и приведения «Ракушки» в первозданный вид (только какой?), с одновременным лишением её современного звукового и светового оборудования, не столкнемся ли мы с тем, что она сможет лет через 10 вообще потерять интерес у севастопольцев? А в адрес нашего поколения посыплются упреки в том, что мы не смогли предусмотреть элементарную перспективу этому объекту. Решая вопрос будущего эстрады Приморского бульвара, руководству города следует помнить мнение этого мудрого человека. И это уже проблема не сегодняшнего дня. Она передается по наследству от одного губернатору к другому. Хочется надеяться, что новый губернатор достигнет согласованности в работе соответствующих структур.

 

Коммерция и культура

 

Интересно было услышать мнение одного из членов АХС, обвинившего создателей современного театрона в стремлении создать из «Ракушки» коммерческий центр. Нам неизвестно, откуда у него есть сведения о таких намерениях. Известны другие факты, о чем уже неоднократно писали во многих севастопольских СМИ. Например, о проведении коммерческого «Большого Офицерского Благотворительного Бала» (все слова - с заглавной, так у авторов) за народные средства, о стремлении городских «геральдистов» изменить исторический герб города 1969 года (прямая выгода «геральдистов» понятна), о выполнении за 5 млн. рублей концепции (только концепции!!!) развития международного туристического центра в Балаклаве и пр. «Ракушка», после принятых решений, утрачивает изначально задуманное – современную отличную звуко-, видео- и светотехнику. Старомодные скамеечки со спинками и примитивные динамики точно уж не станут объектом повышенного притяжения и, безусловно, успокоят всех возможных конкурентов, зато «раскроют пространственный вид».

 

Другое, но важное

 

«Ракушка» – это только начало проявившейся проблемы. Ведь впереди и более серьёзные проблемы – долгострой Художественного музея им. М.П. Крошицкого, которым полностью занимается департамент капитального строительства; возведение театрально-концертного кластера на мысе Хрустальный; строительство международного туристического центра в Балаклаве. Кстати, ещё никто не видел архитектурный образ кластера на Хрустальном и отдельных его объектов, а там уже ведутся, вопреки мнению севастопольцев, грандиозные строительные работы, уничтожающие ценнейшие культурно-исторические артефакты.

И может, заостряя внимание на «Ракушке», нас просто отвлекают и отводят от поистине настоящих проблем и нарушений, происходящих в городе в строительной отрасли?! Стоит подчеркнуть ещё одну проблему, на которую обращают внимание севастопольцы – это все большее отчуждение жителей Севастополя от руководящих должностей в правительстве родного города, что приводит фактически к отстранению их от участия в перспективном развитии Севастополя. Приезжающие из дальних регионов России делают ошибки или принимают неверные решения из-за того, что не знают специфики города, его истории и культуры. 

Разве в Севастополе нет достойных кандидатур? Безусловно, есть. В активном привлечении иногородних специалистов проглядывается желание изменить менталитет севастопольцев. Отторгнуть их от своего героического прошлого. А если продолжить эту мысль в контексте проблемы эстрады «Ракушка», то если бы техническое задание и дальнейшая разработка проектной документации проходила на высоком правительственном уровне, как это было в период создания концертной площадки, с привлечением севастопольских архитекторов, создавших архитектурный образ современного Севастополя, то их работа исключила бы создавшуюся проблему. И три исторических топонима города – Исторический, Матросский и Приморский бульвары уже давно бы радовали севастопольцев своими художественно- творческими программами, обеспечивая, таким образом, им качественный досуг.

Исходя из изложенного, появилась необходимость высказать пожелание губернатору города М.В. Развожаеву – создать при правительстве совет старейшин Севастополя. Это будет тот орган, который поможет иногородним специалистам и руководителям адаптироваться в культурно-исторической среде Севастополя, предостерегая их от необдуманных поступков и поспешных решений.