Выйдет ли Генплан Севастополя из летаргического сна или ждать рождения нового?
Генеральный план Севастополя, о котором так долго мечтали городские власти, может «ожить» в 2020 году. Впрочем, может и не «ожить», а родиться занового. В любом случае лучик надежды на продолжение создания или завершения едва ли не главного в условиях внезапных строек и массовых вырубок краснокнижных растений документа зажег врио губернатор Михаил Развожаев. Так и сказал - «это задача 2020 года».
«Генпланом занимаемся. Это задача 2020 года. Получим Генплан, тогда поймем, где мы точно не сможем строить. С появлением Генплана сможем защитить наши леса в рамках закона «Зеленый щит», - вот так коротко и ясно сформулировал Развожаев задачу, которую до него не смогли решить два губернатора, несколько десятков депутатов, один депутат Госдумы и целый институт Генплана Москвы.
Генплан, вернее его проект, превратился в неподъемную ношу для очень многих умных и опытных людей. И лег на дно многотонным якорем, все больше погружаясь в пучину противоречий, разбирательств, пиара и антипиара власти и ее критиков, остановив развитие города. В июне прошлого года потребовалось решение Ленинского районного суда, которое обязывало всех участников разработки документа закончить его создание в течение 100 дней. Срок прошел, но Генплан так и не принят.
Попробуем разобраться, что же помешало властям и архитекторам завершить работу, начатую в далеком 2015 году.
Сначала правительство города в лице губернатора Сергея Меняйло намеревалось сдать документ к 31 декабря 2015 года. Однако чиновники поняли, что есть проблемы с землями Минобороны, административной границей Республики Крым и процесс застопорился.
Затем разработчик проекта Генплана «Институт Генплана Москвы» представил первоначальный документ. Сразу стало ясно, что московские специалисты слабо представляют себе город, его возможности и особенности.
Например, предлагалось весь Черноморский флот перевести на Северную сторону в некий сухой порт, привязанный к логистике Мекензиевых гор. «Севастопольский морской завод» должен был с легкой руки разработчиков переехать в Инкерман, а основную его площадку в районе Южной бухты с доком и цехами следовало зарезервировать под деловой центр. Эти и другие предложения были отвергнуты правительством города.
Плохое знание Севастополя московскими разработчиками проекта Генплана, а также прибывшего из Волгограда работать главным архитектором Александра Моложавенко, как считают многочисленные наблюдатели, сыграли с документом злую шутку. Представленный в мае 2017 года общественности на публичных слушаниях документ вызвал бурю негативных эмоций горожан. В частности, люди были против того, чтобы зоны под многоэтажную застройку оказались на месте участков и домов частных лиц, садовых товариществ, что задевало интересы десятков тысяч севастопольцев. Публичные слушания с треском провалились. Этот провал подчеркнул многолюдный митинг севастопольцев против проекта Генплана.
Что интересно, накануне публичных слушаний свою позицию относительно проекта Генплана высказал на тот момент депутат Заксобрания Алексей Чалый.
«Я имею прямое отношение к событию. Я был инициатором (разработки генплана) три года назад. И были привлечены к разработке технических заданий на генплан три команды. Был проведен конкурс. И я рад, что образовались профессиональные коллективы (архитекторов), которые хорошо знают Севастополь, может быть, одни из лучших в стране. Поэтому, если у кого есть желание побросать помидоры, можете опробовать меня в качестве мишени. Правда, не могу гарантировать, что в ответ тоже что-нибудь не прилетит», - сказал Чалый. Конечно, никто ни в кого помидоры не швырял, но эти слова депутата горожане помнили еще очень долго.
После провала слушаний, первое время и Моложавенко, и губернатор Овсянников, и другие чиновники пытались убедить общественность, что ничего страшного в документе нет, однако протест стал принимать большие масштабы. Губернатору, планировавшему в сентябре 2017 года избираться на эту должность, пришлось дать задний ход, иначе его вряд ли бы избрали.
Работу над проектом Генплана чиновники остановили, начали сбор предложений и пожеланий граждан, которые считали, что их имущественные права нарушены. Более 10 тысяч таких предложений были учтены, но оставалось очень много недовольных.
К тому же Севастополь вкатился в период выборов губернатора. Беспроигрышная тема антинародного проекта Генплана стала доминирующей летом и в сентябре 2017 года. К тому же после рабочей поездки в Севастополь 18–20 августа 2017 года президент РФ Владимир Путин поручил главе Севастополя Дмитрию Овсянникову при разработке генплана защитить земельные права севастопольцев. Можно предположить, что и это поручение сыграло свою позитивную роль в выборной кампании Овсянникова - его избрали губернатором, хотя и при низкой явке избирателей на участки.
Доработка проекта Генплана шла медленно, но шла. В декабре 2017 года главный архитектор Александр Моложавенко признал, что проект нового Генплана фиксирует нынешний статус-кво Севастополя, а не его развитие.
«При рассмотрении генплана города население было к нему не готово. Документ не было понят населением, все (противники Генплана) захотели сделать функциональное зонирование таким, как есть. Это неправильно, потому что город должен развиваться, обновляться, это естественный процесс. Функцию развития города в генплане мы, конечно, нивелируем. И у нас генплан становится документом, фиксирующим нынешнее положение», - посетовал Моложавенко.
Процесс корректировки проекта Генплана, из которого было выхолощено практически все новое, привел власти и разработчиков к выводу, что нужно создавать новый Генплан. Круг замкнулся. За старый документ заплачены большие деньги - более 80 млн рублей, однако он не стал конечным продуктом, то есть средства налогоплательщиков выброшены на ветер, а на новый проект нашли всего лишь 2,4 млн рублей.
Понятно, что на это противоречие обратил внимание Ленинский районный суд в июне 2019 года. «Судом установлено, что по государственному контракту за период 2015 – 2018 годов из 6 этапов оказания услуг по разработке проекта Генерального плана приняты и оплачены 5 этапов, в том числе подготовка материалов для утверждения проекта Генерального плана города Севастополя после корректировки по результатам публичных слушаний – данный этап был принят заказчиком 30 мая 2018 года. Таким образом, в 2018 году проект Генплана города Севастополя был готов, оставался только один этап: изготовление дубликатов утвержденного проекта документа. Затем заказчик в одностороннем порядке расторг контракт с проектировщиком (ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»)», - отмечено в сообщении пресс-службы суда.
Суд не согласился с тем, что на повторную разработку Генплана в бюджете города достаточно 2,4 млн рублей. «С учетом требований разумности суд решил установить срок исполнения решения суда – в части осуществления процедуры подготовки и согласования проекта генерального плана, в части обязанности правительства Севастополя внести проект Генерального плана на рассмотрение Законодательного собрания города Севастополя не позднее 100 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу», - мотивировал свое решение суд.
Таким образом, исполнительной власти Севастополя придётся либо выводить из летаргического сна московский проект Генплана, напомним, подвергшийся глобальному купированию, либо создавать новый Генплан. Правда, если отвергнуть первый документ, то придется искать ответственных, в том числе, материально, за бездарно растраченные деньги налогоплательщиков.