Анатолий Туманов: «Заявленное благоустройство Большой Морской переросло в реконструкцию с многочисленными нарушениями»
Севастопольский реставратор первой категории, аттестованный специалист в области сохранения объектов культурного наследия, активист Севастопольского общества охраны природы, прав человека и исторического наследия Анатолий Туманов проанализировал выполнение строителями и реконструкторами улицы Большая Морская действующего российского законодательства.
Своими выводами он поделился с читателями «Политики…». Ниже приводим полный аналитический обзор Анатолия Туманова.
По факту происходящего. В настоящее время в историческом центре города федерального значения городе-герое Севастополе проводятся работы по благоустройству улицы Большая Морская (так было заявлено в самом начале работ). Однако благоустройство переросло в полномасштабную реконструкцию не только этой улицы, но и двух площадей (пл. Ушакова и пл. Лазарева), некоторых прилегающих улиц и даже объектов культурного наследия, находящихся под охраной государства.
Следует отметить, что Приказом Министерства культуры РФ от 11.01.2016 №2 «О включении города Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения, утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения город Севастополь», исторический центр города имеет особый статус и особые ограничения, запрещающие перепланировку. Согласно Приложения №2 данного Приказа, предметом охраны исторического поселения федерального значения город Севастополь (далее - предмет охраны) являются исторически ценные градоформирующие объекты, среди которых находится под порядковым номером 50 – Градостроительный комплекс городского кольца, 1949 - 1958 годы (проспект Нахимова, улица Большая Морская, улица Ленина, площадь Ушакова). Данный архитектурный ансамбль был признан памятником архитектуры решением исполкома Севастопольского городского Совета народных депутатов № 14/144 в 1980 году. Однако начальником Севнаследия Рязанцевым М.С. весь градостроительный комплекс был почему-то занесён в список выявленных объектов культурного наследия, а затем на основании сомнительной историко-культурной экспертизы, выведен из Реестра ОКН (Приказ №182 от 9.04.2019). На мой взгляд, такое деяние является превышением полномочий, так как не может чиновник регионального масштаба отменить норму, утверждённую Министерством культуры РФ. Кроме того, просматривается коррупционная составляющая, так как это происходит накануне грандиозных ремонтных работ именно на территории Центрального городского кольца.
Другой объект из Списка под порядковым номером 160 – Таврическая лестница, 1952 год (расположена на Центральном холме). К сожалению, именно это строение подверглось наиболее варварскому воздействию со стороны строителей, «облагораживающих» центр города. ОКН регионального значения «Таврическая лестница», является памятником градостроительства и архитектуры, регистрационный № в Реестре 921710802640005 (Приказ Министерства культуры РФ от 15.03.2017 №81465-р, Фото 1).
Охрана данного объекта культурного наследия, как и других многочисленных памятников архитектуры, расположенных на Большой Морской и прилегающих площадях, гарантируется Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Однако, несмотря на это, рабочие, проводящие благоустройство Большой Морской, демонтировали 3 пролёта по 4 ступени в каждом, итого 12 диабазовых ступеней (Фото 2). Часть ступеней была поломана (Фото 3), так как работы проводились тяжёлой строительной техникой (Фото 4).
Как заявил в последствии заместитель губернатора г. Севастополя В.В. Базаров, это было сделано, так как «для благоустройства площадки перед кинотеатром необходим был заезд техники». К слову сказать, упомянутый кинотеатр «Победа» – также ОКН регионального значения (регистрационный номер в Реестре 921710829910005). Получается, что для того, чтобы тяжёлая строительная техника работала в охранной зоне одного ОКН, был частично разрушен другой ОКН и прямо на нём устроена трасса для экскаваторов и автомобилей (Фото 5). Это является нарушением пп.2 п.4 ст.47.3 Федерального закона 73-ФЗ. В процессе перемещения техники по лестнице также появились многочисленные сколы на парапетах, вазонах, волютах (Фото 6, 7, 8).
Один вазон впоследствии вообще исчез (Фото 8, 9). Данные деяния подпадают под действие ст. 243 Уголовного Кодекса РФ (повреждение объекта культурного наследия, включённого в реестр), а также ст. 7.13, 7.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Теперь строители на месте разрушенного участка лестницы делают новодел из абсолютно других материалов. Вместо диабазовых ступеней укладывается, по заявлениям подрядчика, карельский гранит. Хотя у многих местных специалистов есть предположение, что это композитный материал. Но самое страшное, что в Правительстве Севастополя рассматривают вопрос о полной переделке Таврической лестницы, подогнав её всю к этому новоделу. В интервью местным СМИ Базаров В.В. сказал: «Весь объект будет выполнен в том же виде, в котором сделан вот этот небольшой участок». То есть, это фактически, заявление о планируемом преступлении, невзирая на то, что памятник архитектуры находится под защитой государства.
При работах на Таврической лестнице и других объектах благоустройства улицы Большой Морской, площадей Лазарева и Ушакова нарушается масса статей Федерального закона 73-ФЗ. Согласно пп.1 п.1 ст.5.1 в границах территории объекта культурного наследия устанавливаются требования: на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В ст.47.3 Федерального закона 73-ФЗ устанавливаются следующие требования к содержанию и использованию ОКН, включённого в реестр.
1. При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры…
Однако предмет охраны изменён, вместо диабазовых ступеней устанавливаются гранитные не соответствующего размера, меняются конструктивные решения, так как их установка происходит не на грунт, как было раньше, а на железобетонную основу.
4. В случае, если содержание или использование объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта культурного наследия и (или) предмета охраны данного объекта культурного наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, устанавливаются следующие требования:
1) к видам хозяйственной деятельности с использованием объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия либо к видам хозяйственной деятельности, оказывающим воздействие на указанные объекты, в том числе ограничение хозяйственной деятельности;
2) к использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия при осуществлении хозяйственной деятельности, предусматривающие в том числе ограничение технических и иных параметров воздействия на объект культурного наследия;
3) к благоустройству в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр…
Также, прежде чем начинать на ОКН какие-либо работы, требуется проведение историко-культурной экспертизы (глава V).
Но что мы видим на практике. На сайте Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя (Севнаследия) нет историко-культурной экспертизы ни по работам у Таврической лестницы, ни по работам у кинотеатра Победа, ни на площади Ушакова (имеющей охранные зоны), ни по другим участкам, где проходит так называемое благоустройство. На участках проведения земляных работ мы не видим ни историков, ни археологов, которые обязаны проводить археологические наблюдения. В итоге, под ногами горожан на площади Ушакова валяется брусчатка, керамика XIX века, блоки крымбальского камня, того самого, из которого начал строиться Севастополь. Потом всё это грузится на самосвалы и вывозится на свалку.
В соответствии с п.1 ст.45 для проведения работ по сохранению ОКН необходимо наличие большого количества документации: задание на проведение указанных работ, разрешение, проектная документация, массы различных согласований и надзорных мероприятий. Согласно п.6. ст.45, «к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия», а также «работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия».
Но, как стало известно, ни лицензии, ни аттестованных специалистов у подрядчика ООО «Южный берег» – нет, что также является грубым нарушением законодательства.
Далее ст.34 устанавливает зоны охраны ОКН:
1. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
2. Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Статья 60. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении
1. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
3. Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления, а в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и включает в себя:
1) проведение анализа состояния территории исторического поселения, проблем и направлений ее устойчивого развития с учетом обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения;
3) разработку градостроительных регламентов, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, с учетом требований к сохранению планировочной структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению, запрет или ограничение размещения автостоянок, рекламы и вывесок, другие ограничения, необходимые для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения…
Таким образом, в соответствии с Приказом Министерства культуры РФ от 11.01.2016 №2 «О включении города Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения, утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения город Севастополь», улица Большая Морская является предметом охраны исторического поселения город Севастополь. В настоящее время проводится реконструкция улицы Большая Морская при отсутствии проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Опубликованные в социальных сетях предложения по реконструкции улицы Большая Морская полностью меняют трассировку, размеры, исторические линии застройки улично-дорожной сети, систему градостроительных узлов – ансамблей, площадей, скверов и лестниц.
Предметом охраны исторического поселения федерального значения города Севастополя являются: исторически ценные градоформирующие объекты; планировочная структура, включая её элементы, охране подлежат: планировочная структура центральной части города, в том числе квартальная городская сеть с крупными кварталами (район центрального городского холма); трассировка, размеры, исторические линии застройки улично-дорожной сети; линейно-ярусная конфигурация планировки, система градостроительных узлов – ансамблей, площадей, скверов и лестниц, в том числе, Центральный холм: улица Ленина, проспект Нахимова, улица Большая Морская.
И как результат такой безответственной деятельности, в том числе и Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя (Севнаследие), главная задача которого – ОХРАНЯТЬ объекты культурного наследия – это повреждение объекта культурного наследия регионального значения «Таврическая лестница».