Подземными находками на площади Лазарева никто не занимается - реставратор

Вскрытые строителями Большой Морской подземные культурные слои требуют дальнейшего изучения, потому что могут содержать много интересных находок. Однако на раскопках специалистов-археологов нет. Об этом «Политике…» заявил активист Севастопольского общества охраны природы, прав человека и исторического наследия, реставратор, архитектор Анатолий Пряшников.

«Как член наблюдательного совета за благоустройством Большой Морской и реставратор я осмотрел то, что вскрыли строители. Приведший всех в фурор подземный ход уже забросан грунтом, замаскирован опалубкой, им никто не занимается», - сказал Пряшников.

По его словам, первоначальный вывод историков о том, что обнаружен фундамент здания, неверный. «Это явно цокольный этаж. Видна штукатурка на стенах. Она в копоти, что говорит о том, что помещение этого здания было обитаемым», - считает Пряшников.

Он добавил, что «следов дальнейших изысканий в нижней части цокольного этажа не производилось, хотя в логике действий так и следовало поступить». «Скажу больше. Уже то, что обнаружили – зарыли», - посетовал Пряшников.

Он также сообщил, что «даже не очень внимательное изучение вырытых траншей показывает явные культурные слои разных эпох». «Слой земли сменяется слоем битой черепицы, затем – перемес камней и грунта и так далее.  Можно невооруженным взглядом увидеть смену периодов развития города: довоенный, послевоенный. В этих культурных слоях наверняка много интересных находок, потому что после Великой Отечественной войны некогда было заниматься археологией – город восстанавливали на руинах. Но сейчас этим как раз можно спокойно заняться», - уверен Пряшников.

Он напомнил, что подрядчик строительства недавно заключил договор с музеем-заповедником «Херсонес Таврический» на археологическое сопровождение. «Эту стройку лично курирует первый заместитель директора Херсонеса Татьяна Сарапукина. И она, конечно, должна видеть такие перспективные культурные слои и ставить своим сотрудникам конкретные задачи, если ученые взялись сопровождать стройку», - считает Пряшников.

Он уверен в том, что «археологи Херсонеса постоянно должны присутствовать на производстве всех земляных работа на всей территории Большой Морской». «При каждом роющем землю тракторе должен быть прикомандированный археолог. Однако я таких специалистов не увидел», - посетовал Пряшников. 

Людмила Ковалевская, заведующая отдела Хора Херсонеса музея-заповедника «Херсонес Таврический» в блоге на сайте музея заповедника заявила о том, что разрушенные памятники археологии Севастополя утрачиваются навсегда.

Реставратор Анатолий Пряшников 10 января заявил «Политике…» о том, что спешная реконструкция Большой Морской вредит историческому наследию Севастополя.

Ранее общественник Валентин Шестак заявил «Политике…», что археологические находки на площадях Ушакова и Лазарева можно частично музеефицировать.

Шестак также считает, что здание подземной школы, в которой юные севастопольцы занимались в годы войны, нужно музеефицировать, а не закатывать гранитом.