Секретная операция «Аргонавт». Ялта 4-11 февраля 1945 г. Часть 1

Послевоенное переустройство мира

Вторая мировая война подходила к концу. Последние месяцы Великой Отечественной войны были богаты знаменательными событиями, которые оказали сильное влияние на последующее развитие международных отношений. Капитуляция фашисткой Германии, конечно, - самое знаменательное из них. Заключительные крупные наступательные операции советских войск и занятие Берлина имели решающее значение в исходе войны.

В начале 1945 года, когда успешный исход войны уже был предрешен, но действия союзных армий и авиации нуждались еще в координации, появилась необходимость организовать встречу глав правительств Советского Союза, США и Англии. Предстояло наметить решения политических проблем, которые уже вырисовывались в ожидании скорого окончания войны с Германией, на пороге завершающего этапа борьбы с Японией на Дальнем Востоке. 

Для решения вопроса послевоенного устройства мира лидеры трех ведущих государств мира: СССР, США и Великобритании решили собраться в феврале 1945 года в Крыму.

В начале февраля 1945 года Черноморский флот привели в повышенную боевую готовность. Ему предстояло обеспечить встречу Сталина, Рузвельта и Черчилля в Ялте. Флот был готов к отражению авиации противника: пока шла встреча, в немедленной готовности к вылету находилась вся истребительная авиация; была повышена готовность зенитной артиллерии, а в море патрулировала крупная группировка надводных кораблей. 

В начале 1945 года, руководители трех союзных держав со всей серьезностью начали готовиться к предстоящей конференции. Предусматривались все сколько-нибудь значимые детали, включая и кодовое название. 

У. Черчилль направляет И. В. Сталину личное и строго секретное послание. Я жду этой важнейшей встречи, пишет он, и я доволен, что Президент Соединенных Штатов готов предпринять это далекое путешествие. Мы договорились, если Вы согласитесь, о том, чтобы в качестве кода было выбрано слово «Аргонавт». 

Сталин ответил согласием «незамедлительно и безусловно».  Ф. Рузвельт, составляя письмо в Лондон, не удержался от комментариев: «Ваше предложение - «Аргонавт» - приветствую. Вы и я их прямые потомки». Ясно, что тем самым в секретное название конференции вкладывался определенный смысл, вполне понятный «прямым потомкам». 

Для обеспечения безопасного проведения этой исторической встречи были привлечены тысячи русских, американских и британских сотрудников служб охраны и безопасности, солдаты и матросы стран участников конференции. Принимали в этом участие корабли и личный состав Черноморского Флота.

2 и 3 февраля 1945 года советские эсминцы и три американских морских тральщика обеспечивали перелет американской и британской делегаций в Саки. В Севастополь прибыл штабной корабль Средиземноморского флота США «Катоктин».

К выполнению правительственного задания, которое было поручено Черноморскому флоту, готовились тщательно и скрытно. Подготовка кораблей группы обеспечения проходила под контролем исполняющего обязанности Командующего ЧФ вице-адмирала Басистого - начальника штаба ЧФ. Предварительно с каждым командиром корабля была проведена индивидуальная беседа. 

Первого февраля 1945 года отряд военных кораблей ЧФ для обеспечения перелетов президентских самолетов уже находился в море, каждый командир корабля имел боевое распоряжение и инструкции о порядке взаимодействия сил флотов и авиации.

Корабли были рассредоточены на 300-километровом отрезке по маршруту Бургас-Саки с интервалом 30-40 миль.  В эти дни погода была очень плохая - низкая облачность и дул сильный ветер. Различить самолет на фоне затянутого облаками неба было невозможно. Точное время перелета президентских самолетов из болгарского города Бургас до советского города Саки держалось в тайне. Только по шуму моторов можно было определить, что литерный самолет прошел над кораблем. 

Сакский аэродром, созданный в 30-е годы прошлого столетия, был самым южным на европейской части Советского Союза. Здесь к 1939 году было завершено строительство бетонных взлетно-посадочных площадок, бензохранилища, складов, а также жилых домов для летного состава. Часть этих зданий - склады, казармы, мастерские сохранились до наших дней.

Сюда 28 апреля 1940 года с Финского фронта прибыл 21-й дальнебомбардировочный авиационный полк из 53 самолетов, командиром которого был полковник Новодранов. Полк входил в 25-ю смешанную авиадивизию, которой командовал полковник А. В. Токарев, штаб дивизии находился в Запорожье.

В начале войны наши самолеты были ненадежными, и к октябрю 1941 года из всего авиаполка осталось 4 самолета - все остальные были выведены противником из строя.

30 октября 1941 года, при отступлении из Крыма советских войск, взлетная и рулежная полосы, а также цистерны с горючим были взорваны. 21-й дальнебомбардировочный авиаполк был ликвидирован.

Во время немецкой оккупации с ноября 1941 года по май 1944 года на аэродроме Саки базировались неприятельские авиационные части, которые восстановили все вспомогательные службы, построили взлетную и рулежную полосы из железобетонных шестигранных плит длиною 1,3 м, которые при поспешном отступлении немецких войск в апреле 1944 года не были серьезно повреждены.

Сразу же после освобождения 13 апреля 1944 года поселка Саки от немецких войск на аэродроме расположился 30-й авиаразведывательный полк Черноморского флота ВМС СССР, пилоты которого на самолетах А-20 принимали участие в освобождении Севастополя. В конце 1944 - начале 1945 года, когда аэродром Саки был уже практически восстановлен, здесь кроме 30-го авиаполка базировались: 5-й транспортный, 11-й и 8-й истребительные авиаполки, которые выполняли задачи по уничтожению противника на завершающем этапе войны на самолетах ТУ-2, ИЛ-4 и эйркобрах. 

Подготовка к конференции

8 января 1945 года народный комиссар внутренних дел Л. П. Берия подписал совсекретный приказ «О специальных мероприятиях по Крыму», которым предусматривалось приведение в готовность зданий и оборудования, организация связи и чекистско-войсковая охрана объектов, предназначенных для размещения участников Крымской конференции. Вскоре он подписал еще один приказ - «Об организации и обслуживании связи между Москвой и Крымом». 

А уже в конце месяца, 27 января, Берия направил Сталину докладную записку об окончании подготовительных мероприятий по приему, размещению и охране участников Крымской конференции. 

Из рассекреченных после войны документов стало ясно как организовывалась и проводилась Ялтинская конференция.

В докладной Л. Берии прибытию участников конференции было отведено значительное место. Для приема англо-американских самолетов был подготовлен аэродром Саки, расположенный в 65 километрах северо-западнее Симферополя. Он имел две бетонные взлетно-посадочные полосы, одна длиною 1400 метров, другая 1000 метров и мог обеспечить прием самолетов всех типов. Наряду с этим было подготовлены аэронавигационное оборудование, метеослужба, связь и места стоянки самолетов. Проведен подбор и укомплектование обслуживающего персонала и переводчиков.

В качестве запасных аэродромов, на случай закрытия туманами аэродрома Саки, планировалось использовать аэродромы: Сарабуз (Крым), Геленджик (район Туапсе) и Одесса.

Для заправки самолетов было доставлено в Крым 1500 тонн авиабензина «Б-100» и соответствующее количество авиамасел.


20-го января 1945 года аэродром Саки посетил американский генерал Хилл, который заявил, что аэродром полностью подготовлен к приему самолетов английской и американской делегаций, а отдельные помещения обеспечивают нужды летно-технического состава.

В начале 1945 года, несмотря на то, что советские войска подошли к границе Германии, враг еще был силен и коварен. Планируя встречу глав союзных держав на аэродроме Саки, командование знало, что Крым находится в радиусе действия немецкой авиации, находившейся в Северной Италии и Австрии, поэтому нападение с воздуха не исключало.

Для противовоздушной обороны Крыма было выделено 160 истребителей ВВС Военно-Морского флота и истребительной авиации ПВО Красной армии, которая дислоцировалась на аэродромах Альма-Тамак, Качи, Юхариной Балки, Херсонесский Маяк. Самолеты должны были действовать на перехвате противника в море на расстоянии 100-150 км и на всей территории Крыма, а ночью вне зоны зенитной артиллерии.

Для прикрытия аэродрома Саки и обеспечения базирования англо-американских самолетов имелось 155 зенитных пушек, в том числе 7 батарей 85 мм, 2 батареи 40 мм и 4 взвода 30 мм пушек. ПВО аэродрома была оснащена одним прибором «СОН-2» и одним «РУЗ-2».

Батареи ПВО аэродрома были рассчитаны на ведение семислойного огня на высоту до 9000 метров, прицельного огня на высоту 4000 метров и заградительного огня на расстояние до 5 километров до аэродрома.

Истребительная авиация ПВО аэродрома Саки состояла из 32 самолетов, из них - 6 «Китихаук» ночников. Кроме того, на аэродроме Сарабуз базировалось два полка истребительной авиации в составе 55 самолетов «ЯК-9» ПВО страны, которые одновременно могли быть использованы и для защиты аэродрома Саки.

Для усиления противовоздушной обороны аэродромов Саки и Сарабуз командованием ВВС Военно-морского флота были вызваны из других авиачастей 90 истребителей и полк артиллерии в составе 24 пушек 85 мм и 30 пушек ¬мелкокалиберной зенитной артиллерии.

Начальником ПВО аэродромов приказом Наркома Военно-морского флота был назначен командующий ВВС Черноморского флота генерал-полковник Ермаченков.

Ответственными за обеспечение должностного порядка на аэродроме Саки приказом Берии были назначены генерал-майор В. М. Новиков - заместитель начальника 1-го отдела Главного управления контрразведки «Смерть шпионам» Наркомата Обороны СССР и полковник Г. С. Ананов из 3-го управления НКГБ СССР.

Забегая вперед, отметим, что после успешного завершения Крымской конференции, 1021 человек были представлены к награждению орденами и медалями, из них 782, т. е. 76 % сотрудники комитета госбезопасности и комитета внутренних дел.

Вот что рассказал много лет спустя посол СССР в Великобритании Ф. Т. Гусев: «Помню, с каким большим волнением ожидали мы прибытия союзников на аэродром. Каждый из нас ощущал себя причастным к событию огромной исторической важности. От исхода встречи в Крыму зависели судьбы мира».

Для того, чтобы провести встречу руководителей держав антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании требовалась большая организационная работа.

Все распоряжения и указания Советского правительства по этим вопросам давались в закрытом режиме. 

Детальным образом были определены ответственные лица за выполнение различных видов работ, обеспечение материальными средствами, несение охранной службы и соблюдение надлежащего порядка в районе проведения конференции и прилежащей территории.

Организация и руководство на месте всеми подготовительными работами были возложены на первого заместителя наркома МВД СССР С.Н. Круглова.

Предусматривались работы по ремонту дворцов и зданий в Ливадии, Кореизе и Алупке. С.Н. Круглову предписывалось организовать работы   таким образом, чтобы каждый объект представлял   собой законченное   самостоятельное хозяйство.

Каждый объект должен быть обеспечен электроэнергией, водоснабжением,   продовольствием, связью, автотранспортом, топливом, горючим,  продовольственными складами, холодильными установками,   необходимыми запасными частями и материалами.

В течение двух месяцев (декабрь 1944 г. — январь 1945 г.) был выполнен большой объем работ. В Крым было доставлено более 1500 вагонов   различных материалов, оборудования, мебели. Только на приведение Ливадии в порядок было затрачено 20 тысяч человеко-дней.

27 января 1945 года на имя Председателя ГКО И.В. Сталина поступила   докладная записка от наркома МВД СССР об окончании подготовительных   работ для приема, размещения и охраны участников Крымской конференции.

В документе сообщалось, что на данный момент подготовлены и  соответственно оборудованы   три  дворцовых  здания    (Ливадийский,   Алупкинский, Кореизский), шоссейная дорога, которая их связывает,   приведена в должный порядок территория.


 
В бывшем Юсуповском дворце, который  был  определен для  советской делегации, было подготовлено 20 комнат площадью 610 м2, в том  числе зал для приемов 77 м2.  Были подготовлены три корпуса, прилегающие  к основному зданию дворца,  из 30  комнат площадью 550 м2.  Все помещения оборудованы  мебелью, постельными принадлежностями,   сервировкой   и  другим   инвентарем.   Помещения   были   обеспечены   автономным   электроосвещением, водоснабжением,   отоплением,   вентиляцией,   горячей   водой и холодильными установками.

Во дворце был организован узел связи: станция ВЧ, телеграф «Бодо», которые обеспечивали связь с Москвой, фронтами,  со всеми регионами страны. На территории дворца действовала АТС, которая обеспечивала связь с английской и американской  делегациями, а также с портами и аэродромами.

Было сооружено бомбоубежище   1-й категории,  где в  качестве  защитного  устройства   был устроен железобетонный  тюфяк  2-метровой толщины, покрытый слоем песка. Против действия взрывной волны  - здание па глубину до 5 метров было  обложено  бутовым   камнем.   Бомбоубежище,   расположенное в   100 метрах от дворца состояло из 3 комнат площадью 61 м2, имело  два самостоятельных входа. 

Дли размещения главы американской делегации и его ближайшего окружения был подготовлен Ливадийский дворец с 43 комнатами площадью 1902 м2. Для сопровождающих лиц - 48 комнат площадью 1203 м2 в бывшем свитском корпусе. Кроме этого, для обслуживающего персонала в Ялте было организовано общежитие с самостоятельной кухней и столовой на 60 мест. При необходимости в общежитии можно было разместить 100 человек.

В Ливадии была налажена работа отопительной системы, водопровода,   электроосвещения,   горячего   водоснабжения. Во дворце была установлена АТС на 20 номеров, которая связывала с помещениями советском и английской делегаций, а также с портами и аэродромами. В подвале дворца было оборудовано бомбоубежище 2-й категории. Были приведены  в  порядок парк и подъездные пути.

20 января американский адмирал Олсен осмотрел помещения американской делегации и дал хорошую оценку.

Для размещения главы английской делегации и его ближайшего окружения в главном корпусе Воронцовского дворца были подготовлены 22 комнаты площадью 600 м2, в том числе три отдельные трехкомнатные квартиры  со всеми удобствами.

В бывшем Шуваловском корпусе дворца были подготовлены 23 комнаты площадью 899 м2 для участников конференции, в 2 километрах от дворца были подготовлены два здания из 23 комнат площадью 546 м2, а также 24 комнаты в доме отдыха военного округа как общежитие на  100 мест. Были приведены в порядок парк и подъездные пути. Организована АТС на 20 номеров, которая давала возможность поддерживать связь с советской и американской делегациями обеспечивать связь с портами и аэродромами.

В распоряжение американской и английской делегации выделялись до 15 легковых автомашин, 20 автомашин «виллис» и 5 грузовых автомашин. Ко всем телефонным станциям были прикреплены сотрудники, владеющие английским языком. Было налажено продовольственное обеспечение всех делегаций. На объектах создавались запасы дичи, рыбы, гастрономических, бакалейных, фруктовых, кондитерских   изделии   и   напитков.   Из   ближайших районов Крыма была организована доставка свежей рыбы, вин, фруктов и других продуктов. Специально была оборудована хлебопекарня, укомплектованная квалифицированными работниками.

Для обеспечения своевременной доставки корреспонденции из Москвы на время работы конференции выделялось 10 самолетов. Для выполнения специальных заданий главы советской делегации в готовности находилось два самолета дивизии особого назначения ВВС КА, пилотируемые генерал-майором авиации Грачевым и подполковником Асафьевым.

Для обеспечения охраны и безопасности участников Крымской конференции и обслуживающего персонала весь район пребывания и передвижения участников был разбит на пять оперативных секторов.

Первый сектор — аэродром Саки — город Симферополь;
Второй  сектор — город  Симферополь; 
Третий     сектор — город   Симферополь   —   Алушта включительно;
Четвертый сектор — город Алушта — Ялта — Байдарские ворота включительно;
Пятый сектор — Байдары — город   Севастополь. 

Для  регулирования движения на  шоссейных дорогах Саки  —  Симферополь  — Алушта  —  Ялта  —  Севастополь — Симферополь     был     задействован     специальный     батальон (120   чел.),   прикомандированный   из   Москвы.   Были   проведены   все   необходимые   мероприятия,   обеспечивающие   прием   тяжелых   самолетов,  судов  и  пропуск литерных  поездов, с  организацией   в   аэропортах   необходимых   помещений   для устройства личного состава экипажей самолетов и их питания. 

Для   приема   англо-американских    самолетов    был   подготовлен  аэродром   Саки  с двумя  бетонными  взлетно-посадочными  полосами, одна длиной   1400 м, другая—1000 метров. В   качестве   запасных   аэродромов   на   случай   закрытия туманами   аэродрома   Саки    были   подготовлены   аэродромы Сарабуз  (Крым), Геленджик  (Кавказ)  и Одесса.

20 января 1945 г. аэродром Саки посетил американский генерал Хилл, который заявил, что аэродром полностью подготовлен к приему самолетов английской и американской делегации, а отведенные помещения (на 500 мест) обеспечивают нужды летно-технического состава.

Для стоянки английских и американских судов был выделен порт Севастополь. Здесь были созданы запасы топлива, питьевой и котельной поды. Приведены в должное состояние причалы, маяки, навигационное и противолодочное оборудование, проведено дополнительное траление в бухтах и по фарватеру, подготовлено достаточное количество буксиров и других плавсредств.

Аналогичные работы проведены в порту Ялта, который при хорошей погоде мог быть использован для стоянки кораблей.

Учитывая обстоятельства военного, периода и то расстояние, на котором находился Крым от линии фронта на период Крымской конференции, были приняты меры по обеспечению района Ялты — Ай-Тодора — Симеиза противовоздушной обороной средствами ПВО. 

Сюда было доставлено 70 орудий среднего калибра, 120 орудий мелкокалиберной зенитной артиллерии, 99 зенитных пулеметов и 25 зенитных прожекторов. Для прикрытия Крыма с воздуха было выделено 160 истребителей ВВС ВМФ и истребительной авиации ПВО Красной Армии. Это были самолеты ЯК-3 и ЯК-9. Экипажи самолетов в основном — «ночники». Предполагалось, что днем самолеты будут действовать на перехвате противника в море на расстоянии до 100—150 километров и на всей территории Крыма, ночью вне зоны зенитной артиллерии. Командующим всех средств ПВО на территории Крыма был назначен начальник ПВО особого района генерал-лейтенант артиллерии Л.П. Лавринович.

Советским руководством принимались особые меры по обеспечению охраны конференции, как общего плана, так и каждой делегации в отдельности.

НКВД   СССР   заблаговременно,   до   начала   конференции направило в  Крым четыре полка войск НКВД, в том  числе полка   специально   подготовленных   для   несения   охраны 500   человек особо  отобранных  офицеров  охраны,   1200   человек оперативных работников, мотоциклетный отряд из 120 человек.

Для охраны главы советской делегации, кроме имеющейся охраны, дополнительно было выделено в распоряжение т. Власика Н. С. (нач. охраны Сталина) 100 оперативных работников и отряд охраны из 500 человек бойцов сводного полка НКВД.

Для американской и английской делегаций были назначены  начальники  охраны и коменданты помещений.

Был введен строгий пропускной режим для обслуживающего персонала.

Вокруг помещений глав делегаций были установлены дна кольца войсковой охраны, а с наступлением темноты организовывалось третье кольцо войскового дозора со служебными собаками.

Для охраны шоссейных дорог Крыма, разбитых па 5 секторов (которые упоминались ранее), где было организовано семь контрольно-пропускных пунктов, было выделено 1800 бойцов и командиров и 783 оперативных работника, а также 10 переводчиков. Каждый сектор охраны действовал в радиусе 20 км.

Для доставки советской делегации в Крым во главе со Сталиным был подготовлен специальный поезд, была разработана система его охраны.

Советская делегация па Крымскую конференцию прибыла поездом из Москвы в Симферополь 1 февраля 1945 года. И.В. Сталин на легковой машине отправился на Южный берег Крыма, а В.М. Молотов остался на некоторое время в Симферополе. Затем выехал в Саки, чтобы встречать американскую и английскую делегации.

Прежде чем прибыть в Крым па конференцию, Ф. Рузвельт и У. Черчилль встретились на острове Мальта в Средиземном море. 2 февраля 1945 года, вечером, состоялась официальная встреча Рузвельта и Черчилля. На этой встрече детально обсуждались военные и политические проблемы, стоявшие перед США и Англией. Несмотря на определенные разногласия, политическим руководителям Англии и США, военным и дипломатам удалось договориться по ряду вопросов и прибыть на Крымскую конференцию с единой программой. Но не все могло так решаться, как было условлено на Мальте. Немаловажным фактором во всех вопросах, которые предстояло решать, была позиция Советского Союза.

Маршал авиации С.Ф. Жаворонков утвердил составленное штабом В.В. Ермаченкова «Временное наставление по полетам своей авиации и авиации союзников в районе аэродрома Саки». Через три дня прилетел первый авиационный отряд союзников. Ермаченков смог наладить деловые, доверительные отношения с представителями авиационного командования. 

Валерий ИВАНОВ, писатель