Секретная операция «Аргонавт». Ялта 4-11 февраля 1945 г. Часть 5
Убытие делегаций
12-го февраля 1945 г. Президент США г. Ф. Рузвельт на самолете СИ-54 в сопровождении шести самолетов истребителей «Лайтнинг» вылетел с аэродрома Саки в Каир.
Кстати, за день до окончания встречи глав государств командующий провел последнее совещание с авиационными представителями делегаций. В благоприятном духе согласовали все вопросы перелета. Но непредвиденные обстоятельства чуть было не задержали вылет специально оборудованного самолета Рузвельта. В одном моторе "пошла стружка". Нужно было менять мотор. По американским правилам такую замену могла произвести только заводская бригада. "Ермаченков взял на себя смелость предложить американцам помощь наших техников", - свидетельствовал позднее участник тех событий. После тщательного опробования мотора на всех режимах в воздухе, самолет признали годным для выполнения длительного перелета.
Одновременно вылетели сопровождающие его государственные деятели и советники, участвующие в Крымской конференции.
Переночевав, утром 14 февраля сэр У. Черчилль покинул Севастополь и выехал в сторону Сак. На аэродроме Сак его ожидал британский самолет. Там "был выстроен величественный почетный караул из войск НКВД. Я произвел им осмотр в своей обычной манере, заглядывая каждому солдату в глаза”, - писал позже У. Черчилль.
Премьер-министра провожали на аэродроме генерал-полковник Жаворонков и Командующие авиацией ВМФ и ЧФ.
Заявку на перелет Черчилля дали только на 14 февраля. Перед отлетом генерал Хастингс Исмей, обращаясь от имени премьер-министра, взволнованно сказал много теплых слов в адрес В.В. Ермаченкова. Автор позволил себе привести эти слова полностью: "Мы вполне сознаем ту громадную дополнительную работу, которая легла на Вас и всех тех, кто находился под Вашим командованием в течение этого исторического месяца. И мы находимся в большом долгу перед Вами за эффективность всех Ваших мероприятии. Замечательным достижением в организации является прием и отправление такого большого числа самолетов без единой поломки или аварии".
В дни подготовки и работы конференции летно-аэродромная группа Ермаченкова приняла 158 самолетов, в том числе 98 правительственных и транспортных союзнических самолетов и 31 истребитель сопровождения. Транспортные самолеты ВВС КА выполнили 22 правительственных перелета из Москвы, Полтавы и обратно. Точка была поставлена 18 февраля, когда последний союзнический самолет покинул Саки.
Советское правительство отметило большую группу авиаторов Черноморского флота, наградив 331 человека орденами и медалями. В.В. Ермаченкову на этот раз вручили орден Кутузова 1-й степени
14 февраля 1945 г. - Премьер-министр Великобритании У. Черчилль на самолете СИ-54 в сопровождении шести «Лайтнинг», вместе с государственными деятелями Великобритании — вылетел с аэродрома Саки в Афины.
Покидая Советский Союз, Премьер-министр Великобритании на аэродроме Саки перед микрофоном кинохроники сделал следующее заявление: «Генерал-полковник авиации Ермаченков, офицеры и солдаты Русской Армии и Военно-воздушных сил, офицеры и солдаты Королевских Военно-воздушных сил, собравшиеся здесь!
С тех пор, как двенадцать дней тому назад мы приземлились на этом аэродроме в разоренном войной Крыму, в мире произошли большие события. Постоянная дружба и сотрудничество трех великих держав были провозглашены более точно и более авторитетно, чем когда-либо раньше. Теперь нам предстоит вступить в сердце вражеской страны и сокрушить навсегда отвратительную нацистскую тиранию, которая грозила воспрепятствовать движению человечества вперед, его дальнейшему прогрессу. Противник поставил свои преграды на этом пути, и все наши народы вместе, наши три народа и многие другие нации мира, сокрушили эти преграды. В авангарде всей этой борьбы Советская Армия покрыла себя неувядаемой славой.
Мы все обязались работать вместе после окончания нынешней войны для того, чтобы обеспечить более счастливую жизнь и рост благосостояния широких масс народа в каждой стране для того, чтобы нации получили возможность жить в мире, не боясь больше подлой агрессии, жестокой агрессии, никогда не подвергаясь больше тяготам войны. Перед нами открылись перспективы. Давайте же посвятим достижению этого наши объединенные усилия, наши непоколебимые намерения, нашу неиссякаемую жизненную энергию.
Я рад, что мы сегодня собрались здесь все вместе и что подразделение Королевских Военно-воздушных сил, которое находится здесь с вами, имело возможность узнать, что представляет собой действительно русское гостеприимство. Это семена урожая, который в будущем соберут другие поколения. Эти поколения будут пользоваться плодами нынешних усилий своих отцов.
Я благодарю всех вас, и, покидая землю России, воскресший Крым, очищенный от гуннов благодаря русской доблести, покидая советскую территорию, я выражаю вам и вашим руководителям и, особенно, вашему великому вождю, Верховному Главнокомандующему, Маршалу Иосифу Сталину, благодарность и восхищение доблестным русским народом и его армией, испытываемое британской расой, разбросанной по всему миру, по всем океанам и всем частям Земного шара.
Мы молимся, чтобы русский народ никогда больше не подвергался тяжелым испытаниям, из которых он вышел с такой славой».
Это была одна из сильных речей У. Черчилля, о которой сразу же доложили И. В. Сталину.
Примечание: Некоторые британские офицеры, которые служили в королевской кавалерии и участвовали в Балаклавском сражении 25 октября 1854 года похоронены на британском кладбище в Севастополе. Существует мнение, что среди них есть и члены семейства Мальборо. Это ошибочное мнение, я располагаю полным списком британских офицеров, сержантов и солдат, участвовавших в Крымской войне и погибших в Севастополе. В компьютерном банке данных музея культурно-исторического центра «Севастополь» есть полный список всех погибших в Крымскую войну 1853-1856 гг. Списки подготовлены по материалам британских архивов и в них нет родственников У. Черчилля. Неоднократно бывая в Лондоне, я уточнял эту информацию не только у членов Британской Королевской фамилии, но и сотрудников ряда британских музеев и историков. ( И.В.)
От Советского Правительства на проводах присутствовали: зампредседателя СНК СССР - В. Молотов, Народный Комиссар ВМФ — адмирал Флота Н. Кузнецов, генерал-полковник авиации В. Ерманченков и другие ответственные государственные лица СССР.
Военные корабли союзников несли дозорную службу до убытия глав делегаций. Так, у Босфора находился тральщик № 248, у Ялты — тральщик № 249, оба американские. В Севастополе стояли вспомогательные суда: «Вильям Блант», «Катоктен», «Франконня». Их охраняли американские тральщики (№ 246, 247).
Как только Черчилль покинул пределы Крыма, эти корабли взяли курс из Севастополя на Босфор.
Ф. Рузвельт, выступая 1 марта 1945 года на заседании конгресса с отчетом о Ялтинской конференции, поделился своими мыслями о Ялте и Севастополе: «...Я видел Севастополь и Ялту! И я знаю, что на земле не могут существовать одновременно германский милитаризм и христианское приличие». Мировая общественность с надеждой встретила решения Крымской конференции. Прогрессивные силы мира вдохновлял тот факт, что лидеры великих держав — СССР, США и Великобритании перед всеми народами продемонстрировали спою волю, желание и целеустремленность в скорейшем времени завершил вторую мировую войну и своим сотрудничеством в послевоенный период создать условия для демократического порядка на планете. О таких намерениях гласила Декларация «Единство в организации мира, как и в ведении войны», принятая па конференции. В ней было сказано: «Наше совещание в Крыму вновь подтвердило нашу общую решимость сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство целей и действий, которое сделало в современной войне победу возможной и несомненной для Объединенных Наций».
Мир и безопасность
Черноморцы получили последний военный опыт общения с союзниками. Впереди предстояло взаимодействовать с болгарскими и румынскими моряками по разминированию Черного моря и с итальянцами по приему трофейных кораблей.
Позднее, 24 апреля 1945 года, Севастополь посетила госпожа Клементина Черчилль, супруга сэра У. Черчилля. Она ознакомилась с городом, посетила здание бывшего института физических методов лечения (ныне это Дворец детства и юности), осмотрела Приморский бульвар, Херсонесский музей, Малахов Курган, Сапун-гору. Через два месяца после отъезда из Севастополя госпожа К.Черчилль безвозмездно прислала хозяйственное и медицинское оборудование на 400 коек для первой городской больницы.
При расставании с Крымом президент США, обращаясь к многочисленным советским и иностранным корреспондентам, заявил: "О господа! Если бы я мог ходить, то тогда бы дошел до святых мест России - Ленинграда, Сталинграда, Севастополя, стал бы на колени и поцеловал эту святую землю...".
Масштабы разрушений произвели на Президента США большое впечатление и при расставании с первым секретарем Севастопольского горкома партии Ф. Рузвельт сказал примерно следующее: " Для восстановления вашего города понадобиться 50 лет и это возможно в том случае, если мы вам поможем, без нашей помощи вам не обойтись…".
Известна история, когда Сталин, узнав об этом, приказал включить Севастополь в число 10 городов СССР, таких как Москва, Ленинград, Киев, Минск и др., подлежащих первоочередному восстановлению. Были разработаны три плана восстановления Севастополя, один из которых в 1947 году утвердил лично Сталин, и в город были направлены 32 тысячи квалифицированных рабочих из 12 областей Российской Федерации. За короткий срок, а не 50 лет, к маю 1954 года центральная часть города была заново построена.
Ялтинская конференция в мировой истории
Ялтинская Конференция глав государств (4 - 11 февраля 1945 г.) стала крупнейшим внешнеполитическим успехом Советского Союза, позволившим закрепить его военные, стратегические и геополитические достижения в период 1939— 1945 годов. Собственно, Крымская конференция просто стала неким символом нового миропорядка после Второй мировой войны.
В Ялте СССР добился утверждения восточной границы Польши по «линии Керзона». А де-факто была признана его ведущая роль в Восточной Европе. Весьма выгодными для Москвы были договоренности относительно ООН, в частности, особая роль и полномочия Совета Безопасности. При этом удалось добиться места в организации для Украины и Белоруссии. В ходе переговоров было подписано секретное соглашение о том, что СССР вступит в войну против Японии через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе.
Взамен Советский Союз получал сохранение статус-кво Монгольской Народной Республики, возвратил отнятые у России в результате русско-японской войны 1904 — 1905 г.г. южную часть Сахалина и прилегающие к ней острова, добился интернационализации торгового порта Дайрен с обеспечением преимущественных интересов СССР, восстановления аренды Порт-Артура как военно-морской базы СССР, совместной эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги и Южно-Маньчжурской железной дороги, дающей выход на Дайрен, передачи СССР Курильских островов.
Было оговорено, что 50 % изымаемых с Германии репараций будут в пользу СССР. Таковы были результаты Ялтинской конференции для СССР.
Севастополь, еще недавно привлекавший внимание всего мира своей героической борьбой, теперь показал всему миру масштабы колоссальных разрушений, в чем лично убедились Президент США и Премьер-министр Великобритании.
Вместе с тем город получил возможность совершить свой очередной, теперь уже трудовой подвиг и сделать невозможное, восстановить город за 7 лет.