Севастополь. Исторический календарь. 1871 год

Император Всероссийский: Александр II (53 года); 

Канцлер Российской империи: Александр Михайлович Горчаков (73 года); 

Председатель Государственного совета: Великий князь Константин Николаевич (44 года);

Губернатор Таврической губернии:  свиты Его Величества генерал—лейтенант Г.В. Жуковский (1856—1871), свиты Его Величества генерал—майор А. Г. Рейторн (1871—1873); 

Главный командир Николаевского порта и военный губернатор Николаева (до 30.11.1871), главный командир ЧФ и портов:  02.1860—04.1871 – Б.А. Глазенап, адмирал (с 1869), 04.1871—01.1881 — Н.Н. Аркас (1816 — 1881), вице—адмирал (с 1866).

Городской голова: Телятников Петр Андреевич, севастопольский купец 1-й гильдии, городской голова в  1862-1873 гг.; 

 

События в мире

 

18.01. В Зеркальной галерее Версальского дворца прусский канцлер Отто фон Бисмарк и высокопоставленные представители Северогерманского союза провозгласили Германскую империю, а короля Вильгельма I — германским императором (кайзером).
 


Осада Парижа. Картина Месонье.

25-28.01. По приказу Бисмарка прусские войска обстреливали Париж из тяжёлых орудий. В ходе бомбардировки погибло 47 тыс. парижан. 29 января французские генералы, видя бесперспективность дальнейшего сопротивления, капитулировали с 250 тыс. защитников города. 26 февраля в Версале между Францией и Пруссией был подписан прелиминарный (предварительный) мирный договор, завершивший Франко-прусскую войну (1870-1871).

04.02. В Медине (Саудовская Аравия) во время хаджа умер имам Шамиль  — предводитель кавказских горцев Западного Дагестана, Чечни и Черкесии, национальный герой народов Кавказа. После взятия аула Гуниб во время Кавказской войны, с 1859 находился в почётном плену и жил в Калуге.
               


Канцлер Российской империи Горчаков А.М.

13.03. Закончилась Лондонская конвенция с участием России, Османской империи, Германии, Австро-Венгрии, Англии, Италии и Франции. Россия при поддержке Бисмарка, воспользовавшись сокрушительным поражением Франции в франко-прусской войне, добилась международного согласия на отмену положений Парижского договора 1856 года, запрещавших ей иметь флот на Чёрном море. Сохраняя запрет на проход военных кораблей России через проливы, участники конференции внесли пункт, разрешавший Турции пропускать через них военные суда дружественных ей стран (то есть бывших противников России в Крымской войне).

18.03. В Париже началось восстание против правительственных войск, пытавшихся разоружить Национальную гвардию. В городе была образована Парижская коммуна. Правительство Адольфа Тьера бежало в Версаль. По решению Первого интернационала 18 марта было объявлено праздником — Днём Парижской коммуны. В СССР этот день был выходным и праздновался с 1923 до 1990 года.

21.03. В Берлине был созван первый германский рейхстаг, на котором 16 апреля была принята конституция Германской империи, а Берлин был провозглашён столицей Германии. Первым рейхсканцлером кайзер назначил Отто фон Бисмарка.

29.03. В Лондоне открыт Альберт-холл — один из наиболее престижных концертных залов в Великобритании и во всём мире. Построен в память принца-консорта Альберта его вдовой королевой Викторией.

30.04. В Аризоне (США) в фактории Кэмп-Грант отряд американских переселенцев напал на индейцев племени аривайпа, которые, сдав оружие, жили у фактории в ожидании ответа США на предложение о заключении мира. Они стали объектом мести за набеги апачей в районе города Тусон, когда были убиты четверо белых, угнаны лошади и скот. В результате резни погибли 144 индейца, 27 детей были проданы в рабство в Мексику.

10.05. Во Франкфурте между Францией и Германией был подписан мир, закончивший Франко-прусскую войну (1870-1871). Потерпевшая поражение Франция потеряла Эльзас и Лотарингию, а также обязалась выплатить контрибуцию в размере 5 млрд франков. Пруссия сумела преобразовать Северогерманский союз в единую Германскую империю.

18.05. По решению Парижской коммуны при огромном стечении народа была повалена Вандомская колонна, как символ милитаризма и завоевательных войн. Эта колонна была установлена в 1810 в Париже на Вандомской площади в память побед, одержанных Наполеоном Бонапартом в кампанию 1805 года.

28.05. После 7-дневных уличных боёв правительственные войска, получившие подкрепление из числа солдат, попавших в плен под Седаном, полностью установили контроль над  Парижем. Около 15 тыс. коммунаров, захваченных в плен в ходе боёв, было расстреляно без суда. По решению военных судов было осуждено 13 тыс. коммунаров, из них 7,5 тыс. сослано, а 147 человек расстреляно у т.н. «Стены коммунаров» кладбища Пер-Лашез.

13.07. В лондонском Хрустальном дворце прошла первая в мире выставка кошек. Ее организатором стал Гаррисон Уэйр – известный иллюстратор-анималист и отличный знаток кошачьей братии. Всего на шоу демонстрировались 170 кошек 25 пород и даже один инвалид – дикий шотландский кот, в «боях» утративший лапу. 

17.09. Открыто движение по Мон-Сенисскому тоннелю, первому железнодорожному тоннелю, соединившему Италию и Францию. Тоннель проходит под горным массивом Мон-Сенис недалеко от перевала Фрежюс, поэтому его иногда называют тоннелем Фрежюс. Длина тоннеля 13 км.


Большой Чикагский пожар 1871 года.

08.10. В половине десятого вечера, одновременно, в сотнях миль друг от друга, в штатах Висконсин, Мичиган и Иллинойс вспыхнули беспрецедентные по мощи пожары. Пострадали 24 города, целиком уничтожено 16 городов. Климатический фактор налицо: вот карта, ясно показывающая титанический циклон над территорией США – как раз во время пожара. Сотни жителей города Чикаго погибли, 90 тыс. человек остались без крова. Одновременно 8 октября сильный пожар уничтожил город Пештиго (штат Висконсин) и несколько небольших деревень. Погибли 1,5 тыс. человек - практически все жители поселений, но это событие осталось практически не замеченным из-за чикагского пожара. 

18.10. Умер Чарльз Бэббидж (род. 26.12.1791) — английский математик, изобретатель первой механической аналитической вычислительной машины — прообраза современной ЭВМ. В ходе работ над созданием вычислительных машин, Бэббидж сделал большой прогресс в металлообработке. Он сконструировал поперечно-строгальный и токарно-револьверный станки, придумал методы изготовления зубчатых колес, предложил новый метод заточки инструментов и литья под давлением. 

… Восстановлены суверенные права России на Чёрном море. Из истории вопроса: неудачный для России ход Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг. вынудил русских принять навязанные условия мира и подписать 18 (30) марта 1856 года Парижский мирный договор (Парижский трактат), согласно которому Черное море объявлялось европейским (нейтральным) морем. По договору России запрещалось держать черноморский военный флот и береговые укрепления на Черноморском побережье, ограничивалось количество легких военных судов России и Турции для сторожевой службы. 19 (31) октября 1870 года А.М.Горчаков направил русским дипломатическим представителям в Англии, Франции, Австро-Венгрии, Италии и Турцию циркуляр, который извещал государства, подписавшие Парижский трактат 1856 года, что Россия больше не считает себя связанной постановлениями, ограничивающими ее суверенитет на Черном море. 5 (17) января 1871 года в Лондоне свои заседания открыла конференция уполномоченных держав-участниц Парижского трактата 1856 года. Переговоры шли тяжело. В итоге державы были вынуждены согласиться с решением русского правительства о прекращении соблюдения условий договора о нейтрализации Черного моря, и 1 (13) марта 1871 года участниками конференции была подписана Лондонская конвенция. России и Турции разрешалось держать на Чёрном море неограниченное количество своих военных кораблей и строить на Черноморском побережье военные арсеналы и крепости. Нейтрализация Чёрного моря ликвидировалась, и суверенные права России на Чёрном море были полностью восстановлены. Согласно статье III конвенции Черное море объявлялось по-прежнему открытым для свободного плавания торговых судов всех наций.  Лондон, 1-го (13-го) марта 1871 года. Подписали:  Бруннов (Россия),  Бернсторф  (Германия),  Аппоньи  (Австро-Венгрия),  Бройль (Франция),  Грандвилль  (Великобритания),  Кадорна  (Италия),  Муссурус (Турция).

 


События в России и Крыму

 

 


Ялтинский порт

Начал издаваться «Путеводитель по Крыму для путешественников».

23.04. Совершена торжественная закладка здания Таврической духовной семинарии в Симферополе. 13 августа 1873 г. все работы по строительству завершены, семинария открыта  31 августа. 

20.10. В Каховке родился А. Ф. Стипендиаров, будущий композитор, дирижер, педагог, общественный деятель. Окончил Симферопольскую мужскую гимназию (1890). В 1901—1916 гг. жил в Ялте, где написал большинство своих произведений,  прожил в Крыму до 1924 г., затем переехал в Ереван, где скончался 7 мая 1928 г. 

16.11. Начало движения по Московско—Брестской железной дороге через Минск.

29.11. В Петербурге, в здании Академии художеств, открылась первая выставка «Товарищества передвижных художественных выставок» — т.н. «передвижников». После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове. Всего было показано 82 произведения 20-ти художников и скульпторов. Выставка стала значительным событием в культурной жизни России

… В классических гимназиях усилено преподавание древних языков, реальные гимназии превращены в реальные училища с 6-летним циклом обучения и без права последующего поступления в университет. 

… Родилась Леся Украинка (Лариса Петровна Косач), украинская писательница. В Крыму и Севастополе бывала часто по состоянию здоровья (болела костным туберкулезом).

                          


Промышленник Петр Губонин.

 … После Крымской войны начали появляться различные проекты строительства железной дороги, способной связать полуостров с Большой землей. Реальные очертания железная дорога в Крыму приобрела после того, как право на ее строительство было выдано крупнейшему промышленнику и не новичку в железнодорожном деле Петру Губонину. Определены сроки (3 года) и темпы строительства – и действительно, оно было закончено очень быстро, даже по сегодняшним меркам. Дорогу длиной в 665 км от станции Лозовой через Джанкой до Севастополя построили за 4 года. При этом крымский участок из-за особенностей рельефа был очень сложным.

 

События в Севастополе

 

14.01. Вынесение постановления об усилении военного значения Севастополя.

01.03. Отменены трактаты Парижского договора. Принятие международной конференцией в Лондоне Конвенции о Черноморских проливах и подтверждение права России на восстановление Черноморского флота.

03. Открытие Новороссийским Обществом естествоиспытателей в Одессе станции в Севастополе. Первая в России морская биологическая станция, ныне Институт биологии южных морей (ИНБЮМ). Биологическая станция была создана как специализированное научное учреждение для изучения биологии моря и подготовки молодых специалистов-гидробиологов. Аквариум Института биологии южных морей им. А.О. Ковалевского в Севастополе — самый крупный в Крыму.  Центральный бассейн в крытом помещении имеет диаметр 9,2 м и глубину 1,5 м, а стенные аквариумы — высоту 1.1 м и объем до 7 куб.м.

 
Проект дома для Правления дороги.

27.07. Решением комитета Министров утверждена концессия на сооружение Лозово—Севастопольской железной дороги для связи центральной части России с Крымом и Севастополем. Первая концессия на постройку дороги из Москвы в Севастополь дана в 1856 г. Главному обществу российских железных дорог, но оно дороги не построило — по новому, Высочайше утверждённому 3 ноября 1861 года, уставу обязательства общества ограничивались сооружением  Петербурго-Варшавской ж. д. (с ветвью к прусской границе) и Нижегородской ж. д.  В 1863 г. была дана концессия на эту дорогу английской компании банкиров Пальмера, Фрюлинга и др. с ещё большей повёрстной гарантией правительства (5,5 %), но та в указанные сроки не собрала необходимые средства и не приступила к строительству. Большая часть «Южной линии» вошла в состав казённой  Московско-Курской ж. д. (1864—1868 гг.) и частной Курско-Харьково-Азовской ж. д. В 1871 г. концессия на строительство от станции Лозовой до Севастополя дана  П. И. Губонину. Строительство планировалось вести силами специального военного железнодорожного батальона. Руководить строительством дороги поручено известному железнодорожному строителю генерал-майору Анненкову. 

01.10.    В соответствии с приказом № 114 возглавлявшего Морское ведомство генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича  возрождался военный Черноморский флот и учреждалась должность главного командира Черноморского флота и портов. Командир Николаевского порта становился главным командиром флота и портов, а вверенное ему управление по новым штатам стало называться Главным управлением ЧФ.

… Родился Венсан Александр Александрович (1871-1940, Ленинград), архитектор, автор проекта здания Морского кадетского корпуса в Севастополе (ныне — здание Севастопольского института ядерной энергии и промышленности). Венсан,  приехавший в Севастополь для надзора за строительством, остался здесь, работал в инженерном управлении Морских Сил Черного моря, в конце 1920-х - начале 1930-х руководил работами по дальнейшему строительству здания. В 1939 г. уехал в Ленинград, где умер, так и не увидев здания завершенным.

… За 1871-1876 годы было построено только два корабля (вместо намечавшихся 10): броненосцы «Новгород» и «Вице-адмирал Попов» (первоначально назывался «Киев»). Второй броненосец строился полностью в Николаеве, а первый - еще и в Петербурге.

…Первым проектом строительства железной дороги в Крыму планировали заняться в  Феодосии. В 1857 году Главное общество российских железных дорог, учредителями которого были крупнейшие банкирские дома Парижа, Амстердама и Лондона, начало работы по созданию первой общегосударственной сети русских железных дорог. Одна из ветвей должна была прийти в Феодосию. Концессию на строительство выдали французам, и они даже построили первые 60 верст полотна близ Феодосии, но финансовый крах все остановил. Три года железнодорожного строительства изменили и город, и его жителей. В это время из провинциального, Богом забытого захолустья Феодосия превратилась в сказочный городок, притягивавший людей и деньги. В 1860-х город пережил настоящий строительный бум – стоимость земельных участков возросла в несколько раз. 

 


Причал «Алмазный» на западном берегу Балаклавской бухты 1855 г.

… Первая  железная дорога появилась в Инкермане в 1843 году. Для подвоза камня из каменоломни, находившейся в Каменоломенном овраге (совр. Советская балка)  до пристани к пароходам мичман Волохов строит грузовую конно-железную дорогу длиной один  км. Это была первая в Крыму железная дорога, хотя и на конной тяге. В январе 1855 г. британцы, оккупировав Балаклаву,  начали  строительство железной дороги. Работы осуществлялись днем и ночью. Ночная работа производилась при свете особых жаровен, устроенных на высоких подставках. Компания обставила дело так, что строители дороги могли работать при любой погоде. Выдавалась спецодежда, действовала переносная кухня на 6 человек. Для жилья была выделена палатка из непромокаемой материи на 40 человек. В начале февраля на набережной Балаклавы, где началась дорога, было уложено 50 ярдов рельсового пути. Был подготовлен большой участок для укладки рельсов до церкви Кадык-Коя. За сутки строилось 1/4 мили пути (400–500 м). Сюда входило сооружение малых мостов, насыпей и выемок для выравнивания полотна. К 13 февраля путь был уложен до отметки в 300 ярдов от Балаклавы. 19 февраля — до Кады-Коя (Кадыковки). Каждый день путь укладывался приблизительно на четверть мили. 23 февраля по железной дороге лошадьми был перевезен первый груз от Балаклавы до Кадыковки.  К 26 марта рельсы были уложены вплоть до главной квартиры англичан, находившейся в 4,5 милях от Балаклавы. В апреле линия уже доходила до передовых позиций. По ней и доставлялись к траншеям во время второй бомбардировки все необходимые военные припасы. К этому времени была построена вторая ветка внутри Балаклавы к пристани — по западному берегу Балаклавской бухты и вторая колея на участке Балаклава — Кадыковка. Кстати, создателями первого причала на западном берегу Балаклавской бухты были англичане, которые в короткие сроки срыли несколько сот кубов скального грунта и устроили стометровый причал, дав ему экзотическое название «Алмазный» (совр. ул Таврическая набережная). Плотность мраморовидных пород крутого западного берега бухты англичане сравнивали с плотностью алмаза.

                             

План-схема железной дороги по Балаклаве 1855 г.