Севастополь. Исторический календарь. 1872 год

Император Всероссийский:  Александр II (54 года). 

Канцлер Российской империи: Александр Михайлович Горчаков (74 года). 

Председатель Государственного совета:  Великий князь Константин Николаевич (45 лет).

Губернатор Таврической губернии:  свиты Его Величества генерал— майор А.Г. Рейтерн (1871—1873); 

Главный командир ЧФ и портов: 04.1871—01.1881 – Н.А. Аркас, вице—адмирал (с 1866); 
Городской голова: Телятников Петр Андреевич, севастопольский купец 1-й гильдии, городской голова в  1862-1873 гг.; 

 


События в мире

 

«Метрополитен-музей». Зал оружия и доспехов.

20.02. В Нью-Йорке (США) в основу открытого «Метрополитен-музея»  легли три частные коллекции — 174 произведения европейской живописи, среди которых были произведения Халса, Ван Дейка, Тьеполо и Пуссена. Сегодня в постоянной коллекции находится более 2 млн произведений искусства. Это один из крупнейших и четвёртый по посещаемости художественный музей мира.

01.03. Решением Конгресса США в Йеллоустоуне на территории штатов Вайоминг, Монтана и Айдахо образован первый в мире национальный парк.

05.03. Американский инженер и промышленник Джордж Вестингауз (1846-1914) запатентовал автоматическую систему воздушных тормозов для железнодорожного транспорта. В отличие от тормозов, срабатывавших при подаче сжатого воздуха в тормозной цилиндр (система прямого действия), тормоз Вестингауза наоборот срабатывал при понижении давления воздуха в системе.

02.04. Умер Сэмюэл-Финли-Бриз Морзе (род. 27.04.1791) — американский изобретатель и художник, наиболее известный изобретением электромагнитного пишущего телеграфного аппарата («Аппарат Морзе») и кода Морзе.

14.05. Канцлер Германии Отто фон Бисмарк провозгласил кампанию «Культуркампф», целью которой была борьба с католиками.

22.05. В США подписан Закон об амнистии, который восстановил политические права большинства сторонников Конфедерации (примерно 150 тыс.), за исключением некоторых лидеров (около 500 человек).

07. 09. В истории Международного Товарищества рабочих особое место занимает Гаагский конгресс 1872 года. Ему предстояло закрепить идейную победу марксизма в I Интернационале, определить пути дальнейшего развития рабочего движения.  По предложению Энгельса и Маркса, Генеральный Совет был перенесен в Нью-Йорк.

05.11. На президентских выборах в США республиканец Улисс Грант был переизбран, получив 55,6 % голосов избирателей (286 голосов выборщиков). Его конкурент Хорас Грили (Демократическая партия/Либеральная республиканская партия) получил 43,8 % голосов избирателей, однако Грили умер 29 ноября, не дожив до голосования выборщиков. 

09.11. В Бостоне (штат Массачусетс, США) начался пожар, быстро охвативший большую часть города. Огонь бушевал 20 часов. Погибли 30 человек. Пожаром в разной степени были повреждены 776 зданий, убытки превысили 73 млн долларов. Этот пожар считается одним из наиболее дорогостоящих в разрезе экономических потерь в американской истории. Сразу после пожара шеф пожарной охраны Бостона Джон Дэмрелл организовал Национальную ассоциацию Начальников пожарной охраны, ключевую организацию в установлении универсальных строительных правил пожарной безопасности.
 


«Впечатление. Восходящее солнце». Клод Моне.

13.11. Клод Моне написал с натуры картину и назвал её «Impression, soleil levant» («Впечатление. Восходящее солнце»), давшее название течению в живописи (импрессионизм).

30.11. В Глазго (Шотландия) состоялся первый официальный международный матч по футболу (Шотландия — Англия 0:0).

… Рейхстаг Германии принял многочисленные законы, направленные на укрепление единства империи и усиление ее государственного аппарата. За два года была введена единая валюта - марка, заменившая денежные единицы отдельных государств, создана общеимперская почта, введены единые для всей страны правовые кодексы и создан Имперский банк. Была сформирована единая германская армия. 

… Первый канцлер Германской империи О.Бисмарк через политику «культуркампф» добился превращения Германии в светское государство. Духовенство было лишено права надзора за школами, а деятельность иезуитов запрещена. 

Научная экспедиция парусно-парового корвета «Челленджер».

… Из Портсмута отправился в научную экспедицию парусно-паровой корвет «Челленджер» под командованием капитана Джорджа Нэрса. За 3,5 года «Челленджера» прошёл около 70 тыс. морских миль, на протяжении которых экипаж занимался научными изысканиями, которые принесли множество открытий, послуживших основой океанографии. В честь судна «Челленджер» впоследствии был назван один из космических челноков.

 

События в России и Крыму

 

08.02. Император Александр II подписал указ о создании в Москве Государственного Исторического музея. По замыслу основателей музей должен «служить наглядной историей главных эпох русского государства». Здание музея было построено на Красной площади Москвы в 1875-1883 годах по проекту архитектора Владимира Шервуда и инженера Анатолия Семёнова.

 

Первая всероссийская политехническая выставка.

30.05. В Москве открыта Первая всероссийская политехническая выставка, приуроченная к празднованию 200-летия со дня рождения Петра I. Материалы выставки легли в основу созданного в том же году Политехнического музея.

11.06. Инженерное и Штурманско—артиллерийское училища были объединены в Техническое училище Морского ведомства с размещением в Кронштадте. 

15.08. На верфи Галерного острова в Санкт—Петербурге спущен на воду броненосец «Петр Великий» (переименован 30.05.1872 г., первоначально заложен 05.1869 г. как броненосец «Крейсер»). Корабль спроектирован вице-адмиралом А.А.Поповым, строительство вели корабельные инженеры М.М.Окунев и А.Е.Леонтьев под руководством автора проекта. Этот броненосец явился первым в мире брустверно-башенным кораблем, он имел две орудийные башни. 

22.09. Умер Владимир Иванович Даль (род. 10.11.1801) — русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».

11. Специальным приказом генерал-адмирала  для нижних чинов русского флота определяется тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах бескозырок. Надписи делались золотыми.  

 

Сражение при Гангуте.

… В честь победы русского флота под командованием Петра I над шведским в морском сражении при Гангуте (27.07. 1714) на месте погребения погибших воинов в Рилакс-фиорде установлен и открыт памятник. 

… Министерству внутренних дел дано право запрещать любую публикацию, которую оно сочтет вредной.

… Выходит 1—й том «Капитала» Карла Маркса в русском переводе Н.Даниэльсона, разрешенный цензурой.

… Создание в России реальных училищ.

… Лодыгин подал заявку на изобретение лампы накаливания, а в 1874 году — получил патент на своё изобретение (привилегия № 1619 от 11 июля 1874) и  Ломоносовскую  премию  от  Петербургской академии наук. Лодыгин запатентовал своё изобретение во многих странах: Австро-Венгрии, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Франции, Великобритании, Швеции, Саксонии и даже в Индии и Австралии. Он основал компанию «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и К°».

 

Первая линия конно-железной дороги в Москве. 

07.06. В Москве открылась первая линия конно-железной дороги.  В народе ее называли конки, коночки.  Стоимость проезда менялась несколько раз: поначалу за место на нижнем этаже конки брали 10 копеек, на верхнем – 15, затем цена упала до 5 и 3 копеек соответственно.

 

События в Севастополе

 

07.02. Высочайшим повелением утверждено образование Севастопольского градоначальства с выделением г. Севастополя из Таврической губернии вместе с прилегающей территорией. Согласно высочайшему повелению Севастопольский градоначальник назначался из лиц Морского ведомства, заведовал всеми правительственными учреждениями, являясь одновременно командиром Севастопольского порта и комендантом Севастопольской крепости. По делам гражданского управления градоначальник подчинялся Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору, по морским — Главному Командиру Черноморского флота и портов, по военным — Командующему войсками Одесского военного округа.
 

 


Бронированный корабль круглой формы  «Новгород».

23.08. В  Севастопольскую бухту  вошел первый российский бронированный корабль круглой формы – поповка «Новгород». Единственные в мире круглые корабли – так называемые поповки – броненосцы береговой обороны строились в России. Первый из них  был «Новгород» с броней  в 11 дюймов водоизмещением 2 500 тонн вооруженный двумя 12-дюймовыми  орудиями с четырьмя скорострельными пушками.  Генерал—адъютант Милютин, посол России в Константинополе генерал-адъютант Игнатьев и генерал—адъютант Тотлебен  встречали необычный корабль на причале. 

09. В период боевых действий в Крымской войне потери английской армии в Крыму составили около 23 тысяч человек. Генерал Дж.М.Эдви и полковник С.Дж.Гордон командированы Секретариатом War Office в Крым для изучения условий, в которых находились британские кладбища и монументы. Посланцы Британского War Office имели в Одессе аудиенцию с генерал—губернатором Южной России генералом Коцебу, а в Севастополе с адмиралом Кислинским и командиром гарнизона генералом Рихтером, встретив со всех сторон понимание и поддержку. На период окончания Крымской, Восточной войны из 130 кладбищ многие находятся в ужасном состоянии. Как правило, они разрушены, в основном, временем и природой, а не человеком.

11.10. Государь император Александр II прибыл в Севастополь. После отмены ограничений в соответствии с Лондонской конвенцией 1871 года на нахождение военного флота России на Черном море началось интенсивное создание парового броненосного флота. Построен первый российский бронированный корабль круглой формы «Новгород». Это был  единственный в мире круглый корабль, который по имени изобретателя вице-адмирала А.А.Попова называли «поповка». Государь император Александр II в сопровождении великого князя Константина Николаевича и других членов царской семьи  осмотрел судно  на плаву. «Поповка» следовала вдоль рейда, маневрировала, царь остался довольным увиденным. Генерал—адъютанту Попову было пожаловано 50000 рублей, строители и команда также получили награды, некоторых произвели в следующие чины. 

… На Малаховом кургане, на месте братской могилы русских и французских воинов, павших «... при защите и нападении 27 августа 1855 года», ранее обозначенной крестом, воздвигнут памятник из белого и темного мрамора. В тот день против шести тысяч французов дивизии генерала Мак—Магона русские выставили всего 900 человек Пражского и Модлинского полков. Это оказался последний, неравный и жестокий бой за высоту, главенствующую над Севастополем. Во время второй обороны города 1941-1942 гг. памятник был сильно поврежден и в 1959 году восстановлен по проекту А.Л.Шеффера. «Их воодушевляла победа и соединила смерть. Такова слава солдата, таков удел храбрецов», — гласит надпись на русском и французском языках, выбитая на мраморе. Высота памятника около 3,0 метров.


 
Площадь перед Графской пристанью.

… Кази Михаил Ильич (1839-1896), директор Балтийского судостроительного завода. Грек из дворян Таврической губернии. Учился в Черноморском юнкерском училище. В 1858 году произведен в мичманы. Служил в Русском обществе пароходства и торговли (РОПиТ). В 1868 году уволен от службы по Морскому ведомству, исполнял в том же обществе обязанности директора по морской части и заведующего за контролем расходов,  содействовал восстановлению и развитию Севастополя.

… Началось сооружение второго улучшенного  броненосца  «Вице—адмирал  Попов», он строился в Николаеве. Диаметр судна превышал 36 м, осадка составляла 4 м, водоизмещение 3550 т, 8 паровых машин общей мощностью 2400 л.с. и 12 котлов обеспечивали скорость хода до 8 узлов. Толщина бортовой брони достигала 356 мм, палубы 75 мм. На броненосце было установлено два 305-мм орудия. Экипаж состоял из 17 офицеров и 170 нижних чинов.

… Постоянное увеличение размеров крестьянских податей: с 1861—1872 гг. подушная подать выросла на 80 процентов. 


…Продолжается строительство железной дороги до Севастополя. Постройка виадуков составляет очень важный отдел инженерного искусства, в особенности в районах  с пересеченной местностью. В Крыму, при постройке Лозово-Севастопольской железной дороги пришлось прибегнуть к созданию ряда акведуков. Рельсовый путь пересекает Сиваш по мосту и насыпной дамбе, идущими от Чонгарского полуострова к крымскому берегу между станциями Сиваш и Соленое озеро. По первоначальному замыслу железная дорога должна была пройти в нескольких десятках километров от Симферополя. Но городские власти, не желая упускать такую выгодную возможность, бесплатно предоставили землю для строительства. В итоге железная дорога несколько изменила намеченный маршрут и прошла по западной болотистой окраине Симферополя. Самые трудоёмкие работы на трассе оказались на участке станция Сюрень – Севастополь. Предгорный рельеф местности при подходе к Севастополю поставил перед строителями сложную задачу. От станции Сюрень (совр. ст. Верхнесадовое) железнодорожную трассу надо было поднять на высоту 150 метров над уровнем моря, а затем опустить на 10-метровую отметку к урезу Севастопольской бухты. Поэтому из-за больших перепадов высот и сложного рельефа местности требовалось построить железнодорожный мост через Камышловский овраг и пробить шесть железнодорожных туннелей, общая протяженность которых составляла почти два км. После подъема от станции Сюрень на отметку более 150 метров на пути строителей  стала скала протяженностью более полукилометра. Предстояло пробить в скале сквозной проход для поездов шириной 15 м. и длиной более 500 м.  По проекту инженера Шаврина без применения техники – только ручным способом предстояло вырубить  углубление в скале из песчаника.