Севастополь. Исторический календарь. 1873 год

Император Всероссийский: Александр II (55 лет).

Канцлер Российской империи:  Александр Михайлович Горчаков (75 лет). 

Председатель Государственного совета: Великий князь Константин Николаевич (46 лет).

Губернатор Таврической губернии:  свиты Его Величества генерал—майор А. Г. Рейтерн (1871—1873), генерал—лейтенант А. А. Кавелин (1873—1881); 

Главный командир ЧФ и портов: 04.1871—01.1881 – Н.А. Аркас, вице—адмирал (с 1866); 

Градоначальник: 08.1873—03.1876 – П.А. Перелешин (1821—1901), вице—адмирал (с 1871);

Городской голова: Телятников Петр Андреевич, севастопольский купец 1-й гильдии, городской голова в  1862-1873 гг.; 

 

События в мире
    

09.01. После операции по поводу мочекаменной болезни в эмиграции в Англии умер Наполеон III  — последний император Франции, правивший в 1853-1870 гг.

11.02. Король Испании Амадей Савойский отрёкся от престола. В стране была объявлена Первая Испанская республика.

 


Памятник Василу Левскому в Борисовом саду в Софии.

06.02. По приговору османского суда повешен Васил Левский  национальный герой Болгарии, известный как «Апостол свободы». Вместе с Христо Ботевым, Георгием Раковским и Любеном Каравеловым является одним из  «четырех великих» болгарского движения освобождения от Османской империи.

20.05. Фирма «Ливай Стросс энд компани» (Леви Страусс и Якоб Дэвис) получила лицензию на единоличное право производства брюк с заклёпками на карманах. Согласно патенту они назывались «рабочий комбинезон без бретелей с карманами для ножа, денег и часов». Это считается днём рождения самых знаменитых в мире джинсов. Для укрепления карманов Якоб Дэвис предложил устанавливать клёпки от конской сбруи.

24.05. В Лондоне открылся культурно-развлекательный центр Александра-палас, названный так в честь бракосочетания принца Уэльсского с датской принцессой Александрой. Однако уже через 16 дней дворец сгорел дотла, при этом погибло несколько служащих и прибывшее на выставку собрание редкого фарфора. Через два года Александра-палас был восстановлен.

25.05. В Шёнбруннском дворце под Веной Александр II и Франц-Иосиф I подписали соглашение, к которому 11 октября присоединилась и Пруссия, во главе с кайзером  Вильгельмом I. Этим было положено начало «Союзу трёх императоров». Подписание  российским и австрийским императорами соглашения о совместных действиях в случае нападения. 

30.08. Австро-венгерская экспедиция под руководством Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера на парусно-паровой шхуне «Адмирал Тегетгофф» обнаружила восточнее Шпицбергена архипелаг, названный в честь австрийского императора — Земля Франца-Иосифа.

               

Позолоченная статуя богини Виктории на колонне Победы в Берлине.

02.09. В третью годовщину капитуляции Франции после битвы при Седане, в Берлине на площади Кёнигсплац была установлена колонна Победы в честь побед Пруссии в трёх войнах: с Данией (Австро-прусско-датская война 1864 года), с Австрией (Австро-прусско-итальянская война 1866 года) и с Францией (Франко-прусская война 1870—1871 годов). При нацистах колонну переместили на площадь Большая Звезда. В 1945 г. французские оккупационные власти требовали снести колонну, но это требование отклонили британцы и американцы, а представители СССР воздержались.

09.  Франция, собрав «займ освобождения», выплатила  Пруссии контрибуцию 5,0 млрд франков. После этого германские солдаты покинул французскую территорию.

… В Японии натуральный налог на землю заменен на денежный, что подорвало положение самураев.

 

События в России и Крыму

 

19.01.    Подписано русско—английское соглашение о признании реки Амударья северной границей Афганистана. 

24.04.    Заключение в Петербурге русско-германской военной конвенции о взаимной помощи в случае нападения.

25.05.    Основание Брянского металлургического завода. Начало Промышленного кризиса в России.


Русские войска входят в Хиву 1873 год. 

05. Наступление русских войск генерала К.Кауфмана на Хивинское ханство. 29 мая взят г. Хива. В боевых действиях участвовали суда Аральской флотилии.

06. М. Бакунин публикует свой программный труд «Государственность и анархия».

16.05. Строительство Лозово-Севастопольской железной дороги развернулось летом 1871 года.  За три года планировалось построить магистраль длиною 615 верст. Работы велись одновременно на всей трассе.  На строительстве железной дороги в районе Бахчисарая  забастовали 64 рабочих из артели, работавшей у подрядчика Байданова. Бросив работу, они пошли на Бахчисарай. Если участники первой стачки требовали просто выдачи им паспортов, то рабочие, явившиеся к бахчисарайскому мировому судье, просили расторгнуть кабальный договор с подрядчиком. Судья им отказал. Тогда рабочие отправились в Симферополь. «Главный зачинщик неисполнения сего, — доносил бахчисарайский полицеймейстер губернатору, —  крестьянин Аким Черемисов».

05. Получив донесение, губернатор поднял на ноги симферопольскую полицию. Он приказал остановить рабочих в городе, объяснив им, что они, как не имеющие паспортов, будут арестованы. Полицеймейстеру предлагалось отправить рабочих к месту работ «под присмотром военной команды по назначению губернского воинского начальника». Одновременно он должен был провести дознание «к обнаружению главных зачинщиков настоящего брожения рабочих».  Что же касается Акима Черемисова, то губернатор особо указал, чтобы арестовать его, «как главного двигателя стачки». 18 мая, кроме Акима Черемисова, были арестованы Евстафий Тюрин и Матвей Борисов. Губернатор приказал выслать их из Крыма, а остальных рабочих, не желавших возвращаться к подрядчику, «препроводить под военной командой на место работы» По донесению  жандармерии,  свидетельствует, что с рабочих взяли подписку «работать по условию», но в то же время они настаивали на освобождении своих товарищей, арестованных в Симферополе, и присылке их на стройку.

12.08. Между Россией и Хивинским ханством был подписан Гендемианский мирный договор, по которому Хивинский хан отказывался от самостоятельной внешней политики, принял обязательство не предпринимать никаких военных действий без ведома и разрешения русских властей. Территория ханства на правом берегу реки Амударья переходила к России. Русские купцы получили право беспошлинного провоза товаров и торговли на территории ханства. В ханстве уничтожались рабство и работорговля.

23.09.  В Ялте от туберкулеза легких скончался выдающийся художник Ф. А. Васильев (по другим данным 24 сентября  родившийся 10  февраля 1850 г. в Гатчине. Похоронен на Поликуровском кладбище. 4  сентября 1879 г. свояк Ф. А Васильева — художник И. И. Шишкин установил на его могиле памятник, разрушенный в годы Великой Отечественной войны. В 1963 г. здесь установлен бронзовый бюст на плите из диорита. 


 


Прибытие первого пассажирского поезда в Симферополь.

14.10.  Возле Симферополя стройка железной дороги развернулась к осени 1872 года. Значение железной дороги для города было очевидно крупному капиталу в лице промышленников и купцов. И они приложили максимум усилий для изменения первоначального плана строительства дороги. Дорога должна была практически по прямой линии идти в Севастополь, пройдя примерно в 20 километрах к западу от Симферополя. Власти и землевладельцы Симферополя бесплатно предоставили землю для железной дороги и станции с паровозным депо. В результате их усилий дорога отклонилась от первоначального плана и прошла по западной болотистой окраине Симферополя. Первый участок дороги: Лозовая — Александровск с веткой на Екатеринослав был сдан 15 ноября 1873 года, второй Александровск-Мелитополь открыт 23 июля 1874 года. 

12.11.  В Симферополе создана библиотека Таврического земства «Таврика», в которой собрана богатейшая коллекция изданий о Крыме. 

… Русское географическое общество учредило Большую Золотую медаль имени Литке, которой награждались выдающиеся географы-исследователи. 

…  Широкое распространение идей народничества в студенчестве, рост числа кружков.

 


События в Севастополе

 

Севастополь. Южная бухта, порт.

01.01.  Министерство финансов России, признавшее важное значение Севастополя для торговли, а особенно для экспорта зерна, выдало городу ссуду на постройку хлебных складов на берегу Южной бухты в размере 280 тыс. руб. Много усилий было затрачено на подготовку площадки для постройки железнодорожной станции. Раньше на ее месте были болота, образовавшиеся в конце Южной бухты от сточных вод, сбегавших туда по Лабораторной, Лагерной и Делегардовой балкам. В начале XIX в. для удобств сообщения с Корабельной слободкой через болота проложили дамбу (пересыпь). Во время строительства нового адмиралтейства и доков болота засыпали камнями и землей. Теперь площадку расширили и выровняли, положили пути и построили станционные здания. 

25.02. Продолжается сооружение Лозовско—Севастопольской железной дороги. Строительством железной дороги в районе Севастополя, в том числе веток вдоль Южной бухты, руководил видный русский инженер генерал-майор Анненков, впоследствии строитель Закаспийской железной дороги. Население Севастополя, особенно торгово-промышленная верхушка, проявляло к сооружению железной дороги большой интерес. Севастопольцы возлагали на нее немалые надежды в дальнейшем восстановлении и благоустройстве города, развитии торговли и промышленности. Моряки же ожидали, что теперь Севастополь быстро возродится и как главная база Черноморского флота.

02 - 04. Тысячи людей, главным образом крестьян, приехавших сюда из центральных губерний страны, были заняты на скальных работах в Бельбекской долине и на Мекензиевых горах, на строительстве Камышловского и Инкерманского мостов.  Значительная часть бедного населения города со строительством железной дороги получила работу. На постройке работали не только взрослые, но и много женщин и подростков. Поистине титанический труд был затрачен русскими людьми на пробивку шести туннелей на участке Мекензиевы горы — Севастополь. Большие скальные работы были выполнены также при постройке железнодорожных веток по берегам Южной бухты. Здесь работали солдаты военного железнодорожного батальона. Одна ветка шла по восточному берегу к адмиралтейству, другая — по южному берегу в порт. Южная бухта была отведена под коммерческий порт. Поэтому одновременно здесь началось строительство причалов, складов для товаров, преимущественно зерна, соли, а также здания новой таможни.

02.05.    Началась стачка рабочих на строительстве железной дороги. Около 500 рабочих, строителей Инкерманского тоннеля, не вышли на работу. Это была первая в истории города стачка (забастовка), в которой преследовались пока еще только экономические требования. Стачка была вызвана невыносимо тяжелыми условиями жизни и работы строителей железной дороги. Судья, к которому обратились стачечники, заявил, что их требования не подлежат удовлетворению. Шесть человек бастующих было арестовано прибывшим губернатором Рейтерном, но стачка продолжалась еще 10 дней и окончилась фактически победой рабочих. 

 


Великий князь Михаил Николаевич.

06.05. В Севастополь на пароходе прибыл великий князь Михаил Николаевич, который направлялся на Южный берег Крыма.  Штормило, и он задержался в городе. В связи с этим 7 мая сюда прискакал на тройке таврический губернатор генерал-майор Рейтерн. Узнав о приезде великого князя, рабочие 7 мая вручили ему жалобу за 217 подписями. В ней говорилось, что 5 февраля 1873 г. они поступили к подрядчику Дрюннерту с условием получать расчет помесячно. Но когда рабочие, приехавшие почти без средств, так как большую часть полученных задатков оставили семьям, в первых числах марта стали просить денег, то Дрюннерт заявил, что денег у него нет.
 
28. 06. Образовано  Севастопольское градоначальство, которое  представляло собой  административную единицу, выде¬ленную из губернии и подчиненную непос¬редственно Министерству внутренних дел. Управлялось градоначальником, пользовав¬шимся правами губернатора. В состав градо¬начальства входили  г. Севастополь и Балак¬лава, селения на северной стороне, Алсу, Кадыковка, Куру—Узень, Карань, Камары  и  целый ряд  хуторов. Градоначальнику подчинялась  городская полиция, он же контролировал деятельность органов го¬родского самоуправления, осуществлял надзор за состоянием портовых, крепост¬ных сооружений, санитарным состоянием города. До  1900 Севастопольский градона¬чальник являлся также комендантом горо¬да и командиром порта. Первым севасто¬польским градоначальником был назначен  участника обороны Севастополя 1854— 1855 вице—адмирал П.А.Перелешин. Севастополь¬ское градоначальство существовало  до 1920 года.     В таком статусе город оставался до 1920 г., хотя земли внутри него принадлежали Ялтинскому и Симферопольскому уездам. 

26.07. Императором Александром II было утверждено штатное расписание канцелярии Севастопольского градоначальника, ведавшей гражданским управлением. Для ее содержания ежегодно выделялось 9150 рублей, начиная с 1 января 1874 года. Ассигнование денежных сумм на содержание канцелярии в 1873 г. производилось Министерством внутренних дел. 

23.08. Последовало официальное сообщение Министерства внутренних дел (МВД) об утверждении императором Александром II предложения Государственного совета о создании отдельного Севастопольского градоначальства. Градоначальник назначался из лиц Морского ведомства и соединял должности командира Севастопольского порта и коменданта города. Градоначальство представляло собой административную единицу, выделенную из губернии и подчиненную непосредственно МВД. По делам гражданского управления Севастопольский градоначальник был подчинен Новороссийскому и Бессарабскому генерал— губернатору.

… Создана артиллерийская мастерская порта (Артиллерийский ремонтный завод). Для нее было перестроено одно из зданий на берегу Корабельной бухты.

 


Дача предпринимателя Зусмана в Балаклаве.

… На восточном берегу Балаклавской бухты построена дача предпринимателя Зусмана, расположенная на возвышенности в  юго— восточной  оконечности  бухты. Здание напоминает миниатюрную крепость с парапетом в виде крепостных зубцов. Подпорные стены участка решены как стены крепости и ранее  завершались сложным парапетом. 

… Газета «Русские ведомости» напечатала материал о бедственном положении рабочих на строительстве дороги: «... рабочие не только возвратились домой нищими, не получив заработанных денег, но и на месте работ подвергались чрезмерной эксплуатации труда и жили зимой в не отапливаемых бараках. Как ни выносливы наши рабочие ..., но и они не выдержали подобного гнета и в числе 800 человек, не добившись расчета, отправились на родину.