Севастопольский реставратор написал министру культуры РФ о нарушениях в Херсонесе и попросил направить в музей спецкомиссию

Севастопольский реставратор и археолог Анатолий Туманов, бывший сотрудник музея-заповедника «Херсонес Таврический», единственный аттестованный специалист по реставрации памятников каменного зодчества во всём Крыму, написал в адрес министра культуры Ольги Любимовой письмо, в котором изложил критику в адрес руководства учреждения. Туманова тревожит, что «уникальный памятник древности, числящийся в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, находится под угрозой в связи с непрофессионализмом и равнодушием руководства музея».

Ниже приводим полностью письмо Анатолия Туманова.

«Я, Туманов Анатолий Михайлович, бывший сотрудник Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический», опытный археолог, квалифицированный специалист в области реставрации памятников археологии. С 1998 г. участвовал в раскопках Херсонеса, а с 2007 года в реставрации раскопанных архитектурных объектов. В 2015 г. окончил исторический факультет Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Являюсь аттестованным специалистом в области сохранения объектов культурного наследия. В соответствии с приказом Министерства Культуры Российской Федерации №893 от 31.05.2017, мне присвоена первая категория реставратора памятников каменного зодчества (направление – естественный камень). Для справки: на момент получения аттестации по всей России специалистов в данном направлении было зарегистрировано с высшей категорией – 3 человека, с первой – 8 человек, со второй – 28 и с третьей – 239 человек. Причём, на сегодня я являюсь единственным аттестованным специалистом по реставрации памятников каменного зодчества во всём Крыму.

Поэтому, меня, как специалиста, очень тревожит положение дел в области сохранения нашего исторического достояния – памятников, раскапываемых на Крымском полуострове и, в частности, городища древнего Херсонеса. И проблема даже не в том, что меня выдавили из Херсонесского музея-заповедника в июле 2017 года и по настоящий момент мои знания и навыки нигде не используются, а в том, что уникальный памятник древности, числящийся в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, находится под угрозой в связи с непрофессионализмом и равнодушием руководства музея. 

Расположенный в городе Севастополе Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» выполняет важные задачи по исследованию, сохранению и популяризации древнего памятника. Данные цели прописаны в статьях 26.1 и 27 Федерального закона №54-ФЗ от 26.05.1996 «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», Уставе музея-заповедника, а требования и способы решения этих задач изложены в Федеральном законе №73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». 

Также в данной сфере действуют такие международные акты, как «Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест» (Венецианская хартия 1964 г.), «Международная хартия по охране исторических городов» (Вашингтонская хартия 1987 г.) и другие документы, ратифицированные Российской Федерацией. Помимо этого, Приказом Министерства культуры РФ №367 от 28.03.2018 утверждены границы и режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический», V в. до н.э. – XV в. н.э. (г. Севастополь). Правовой статус заповедника предусматривает особые режимы сохранения и использования включенных в него территорий и объектов. 

Однако за последние три года в Херсонесском музее-заповеднике сложилась нездоровая обстановка, способствующая порче уникального памятника истории, изменению его основных целей и перепрофилированию из научного учреждения в площадку для различных шоу-программ. Всё это происходит вопреки указанным выше нормативным актам. На мой взгляд, главная причина всех бед Херсонеса – это появившийся здесь Фонд поддержки гуманитарных наук «Моя история». Сотрудники Фонда, обращаю внимание, не имеющие каких-либо исторических знаний, не имеющие ни аттестации, ни лицензии для работы на объектах культурного наследия, а значит нарушившие п.6 ст.45 Федерального закона 73-ФЗ, вторглись в пространство древнего городища и занялись благоустройством территории на свой некомпетентный взгляд. В 2018 году для проведения временного фестиваля прямо на руинах Цитадели III в. до н.э. (хочу отметить, руинах, остро нуждающихся в реставрации) были установлены: зрительская трибуна, три сцены с большими экранами, мощная световая и звуковая аппаратура, тяжёлые трансформаторы, километры проводов, деревянные дорожки… общей массой более 500 тонн (Фото 1 – 4). Возле Башни Зенона, у въездных ворот в перибол, была построена входная группа с металлическим макетом Херсонеса. Так как эта конструкция сооружена из бетона (Фото 5), то она является объектом капитального строительства, запрещённым пп.1 п.1 ст.5.1 Федерального закона 73-ФЗ. Само нахождение её на данном месте искажает природно-культурный ландшафт, загораживая древнюю дорогу в город и вид на оборонительные сооружения. 

Несмотря на то, что фестиваль был объявлен временным, его деятельность продлилась и в 2019 году. Теперь уже и на северных кварталах городища и главной улицы Херсонеса появились деревянные настилы, фонари, почти в каждом помещении, провода, решётки, массивные бетонные блоки для аннотационных материалов и даже современная брусчатка (Фото 6 – 13). Всё это нарушает требования к сохранению объектов культурного наследия (ОКН), прописанные в ст.47.2 и требования к содержанию и использованию ОКН, прописанные в ст.47.3 Федерального закона 73-ФЗ. Эти конструкции искажают аутентичный вид древнего памятника, являются пожароопасными и травмоопасными для посетителей. И, как результат неправомерной хозяйственной деятельности вследствие привлечения работников, не имеющих аттестации для работы на объектах ОКН, приведу пример конкретной порчи объекта культурного наследия, включённого в Реестр ОКН Федерального значения – Жилого дома III–II вв. до н.э. на Главной улице (Приказ МК РФ от 05.08.2016 №36856-р, Регистрационный №921610336350376 в Реестре) – это скол угла рустованного блока данного памятника (Фото 14). Получается, что обычный рабочий, не осознающий, где он находится, испортил строение, которому две тысячи триста лет. Возможно, это неумышленное деяние, но от этого никому не легче, древний памятник испорчен и далее будет передаваться нашим потомкам в утраченном виде. А между тем, это явный факт повреждения объекта культурного наследия и подпадает под действие п.2 ст.243 Уголовного кодекса Российской Федерации. 

Другой вопиющий факт уже умышленной порчи памятника произошёл в результате реконструкции бывшей Монастырской гостиницы. Данное сооружение было построено ещё в царский период прямо поверх участка оборонительной стены Херсонеса – 15 куртины. Но руководству музея были очень нужны лишние квадратные метры, поэтому было решено сделать кирпичную пристройку (Ссылка 1; Фото 15, верх снимка), что явилось очередным нарушением пп.1 п.1 ст.5.1 Федерального закона 73-ФЗ. При этом была повреждена сама куртина – сколот большой фрагмент лицевого блока (Фото 15, в центре снимка). Это также уголовная статья. Но самое ужасное – строители облицевали плиткой оборонительную стену под зданием бывшей гостиницы (Фото 16, 17). При этом для укрепления облицовочной плитки прямо в древние блоки были всверлены куски арматуры (Фото 18 – 20). Несомненно, это варварство также подпадает под уголовную статью. 

Помимо указанных фактов, нарушаются права граждан, прописанные в п.2 ст.44 Конституции Российской Федерации, п.2 ст.7 Федерального закона 73-ФЗ, а также требования к обеспечению доступа граждан к ОКН, включённому в реестр, прописанные в ст.47.4 Федерального закона 73-ФЗ. Эти нарушения наблюдаются в Портовом районе Херсонеса, где установлены сцены и другая аппаратура для проведения культурных программ. В обычное время посещения музея на эту территорию никого не пускают, ограничивая доступ к памятникам архитектуры. Также наличие всех этих конструкций не даёт возможности археологам проводить дальнейшие исследования объекта, то есть, не позволяет выполнять одну из главных задач историко-археологического музея-заповедника – изучать историю древнего города.

В проведённых Государственных историко-культурных экспертизах, имеющих в выводах разногласия с Федеральным законодательством, отмечено, что после проведения культурных фестивалей, временные конструкции будут демонтированы. Однако, этого не происходит, более того, количество современных конструкций, уродующих аутентичный вид древнего города постоянно увеличивается. 

Но в то самое время, когда миллионы рублей тратятся на все эти декорации, настоящие памятники истории стоят без консервационно-реставрационных работ и разваливаются. Даже новые раскопки, объёмы которых значительно сократились по сравнению с прежними годами, подвержены разрушениям. Так, например, небольшая средневековая усадьба, раскопанная в 2017 году, до сих пор стоит без консервации, имеет значительные утраты (Ссылка 2). И это всё потому, что в штате музея даже нет ставки реставратора памятников каменного зодчества (то, о чём я давно говорю). 

Также настораживают и пугают планы руководства в отношении укрепления береговой полосы Херсонесского городища, размываемого зимними штормами. Ещё в 1926 году учёными были выявлены причины обрушений берегов, а многолетняя планомерная подсыпка каменным материалом замедляла этот процесс. Однако руководство планирует потратить на изучение изученного новые многомиллионные суммы, плюс к этому, миллиарды на само укрепление бетоном… Такие варварские подходы навсегда изуродуют древний памятник. При рациональном использовании, каменного материала из раскопок, эту проблему можно решать практически, бесплатно. И в этом есть наработанные положительные примеры. Достаточно проводить взвешенную хозяйственную деятельность!  

Всё вышеизложенное усугубляется одним аспектом: за последние 3 года из Херсонесского музея-заповедника была уволена целая плеяда научных сотрудников и грамотных высококвалифицированных специалистов, многолетняя деятельность которых привела Херсонес Таврический в почётный Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2013 году. Их места заняли новые работники, не имеющие опыта изучения дренегреческой цивилизации и не обладающие достаточной квалификацией в данном направлении. В настоящее время музей-заповедник не только замедлил своё развитие, так как значительно сократились объёмы раскопок вследствие разрыва многолетних отработанных методик и связей, но даже стал двигаться в абсолютно другом направлении, ведущем в тупик. 

Прошу Вас направить специальную комиссию для выявления нарушений уставной деятельности Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический», нарушений требований сохранения объектов культурного наследия, их использования и популяризации. Также прошу организовать расследование фактов порчи древних строений и нарушений Федерального законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия, а также поставить вопрос о демонтаже всех незаконных конструкций, искажающих облик уникального памятника мировой истории. Помимо этого, хочу обратить Ваше внимание на более взвешенную кадровую политику и чуткое отношение к заслуженным работникам Херсонеса, отдавшим многие годы, силы и талант на благо древнего города.

Приложения:

1) Фото 1 – 20 (фотографии к тексту на 10-ти листах);
2) Ссылки 1, 2 (материалы в сети Интернет) 1.https://www.youtube.com/watch?v=bWINtPTuJoU
2.https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1132024360326081&id=100005555838572