Севастопольский реставратор возмущен «убийством» памятника архитектуры «Таврическая лестница»
Реставратор первой категории памятников каменного зодчества (направление естественный камень) Анатолий Туманов в своем аккаунте сети Фэйсбук разместил анализ проводимых реставрационных работ на объекте культурного наследия «Таврическая лестница». По его оценке, памятник архитектуры приобретает необратимые черты.
Приводим ниже текст Анатолия Туманова.
«Три недели назад я высказывался об удовлетворительном (на тот момент) проведении реставрационных работ на объекте культурного наследия Таврическая лестница.
Хочу забрать свои слова обратно и высказать своё возмущение методам дальнейших реставрационных работ. Такие работы и реставрацией нельзя назвать! Это натуральное убийство памятника архитектуры!
После установления новых диабазовых ступеней, была надежда, что внешний вид сооружения хоть как-то приблизится к оригиналу. Хотя понятно, что это новодел и количество ступеней нижнего пролёта увеличилось с 4-х до 5-ти плюс 1, но всё же уровень лестницы по отношению к парапетам вышел на прежнюю высоту. Оставалось привести в порядок парапеты, разбитые вазоны и архитектурные элементы волюты. В основном пострадали внутренние части постаментов под вазоны и опоры освещения, а также некоторые вазоны, получившие сколы от экскаваторов, устроивших трассу прямо на памятнике (Фото 1, 2, 3, 4).
В общем же парапеты находились в довольно приличном состоянии, в сравнении с лестничными пролётами, которые до этого были просто уничтожены (Фото 5, 6, 7). В отношении сбитых углов на постаментах, правильным решением было бы заменить сколотые камни на новые из аналогичного материала. Именно поэтому мы вместе с Анатолием Пряшниковым поднимали проблему сохранения крымбальского камня при земляных работах на Большой Морской и Мысе Хрустальном. Парапеты Таврической лестницы сложены как раз из такого материала.
И когда я увидел аккуратно извлеченные повреждённые камни (Фото 8, 9, 10), то надеялся, что именно так и будет. Но почему-то реставраторы (так называемые) демонтировали хорошо сохранившиеся крышки парапетов и саму облицовку памятника (Фото 11, 12, 13, 14). Ведь всё это представляет собой предмет охраны и не подлежит никакой замене… А возле объекта, тем временем, уже лежит новый материал для облицовки. И, о ужас, это ракушечник (Фото 15)! Ракушечник – это пористый материал, гораздо менее плотный, чем крымбал.
И эти горе-реставраторы додумались сдолбить лицевые крымбальские камни и облицевать ракушечником (Фото 16, 17). Ещё раз обращаю внимание: они сдолбили те самые стенки, которые охраняются государством и должны сохраняться в существующем виде и аутентичном материале. В «настольной книге» любого реставратора - Международной хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианской хартии), в статье 9 сказано: «Реставрация должна являться исключительной мерой. Её цель - сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении к подлинному материалу…». Но мы получили, практически, полное обнуление историчности данного участка Таврической лестницы.
При личном общении с реставраторами меня упорно пытались убедить, что парапеты были сложены из такого же ракушечника. На взятых мной образцах материала прекрасно видно, что это не так (Фото 18). И вообще, зачем нужно было снимать всю штукатурку и распиливать болгаркой швы между камнями?
Таким образом, меня очень удивили и даже возмутили такие технологии реставрации подрядной организации под названием «Технологии реставрации», имеющей лицензию на проведение работ на объектах культурного наследия».
Ранее по теме
Напомним, что эксперт Анатолий Туманов 23 января заявил «Политике…» о том, что севастопольские власти пытаются свести на нет историческую ценность Таврической лестницы.
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Фото 5
Фото 6
Фото 7
Фото 8
Фото 9
Фото 10
Фото 11
Фото 12
Фото 13
Фото 14
Фото 15
Фото 16
Фото 17
Фото 18