Севастопольские власти пытаются свести на нет историческую ценность Таврической лестницы – реставратор Анатолий Туманов

«Политика…» получила от реставратора первой категории, аттестованного специалиста в области сохранения объектов культурного наследия, активиста Севастопольского общества охраны природы, прав человека и исторического наследия Анатолия Туманова развернутый комментарий на высказывания вице-губернатора Владимира Базарова относительно разрушения объекта культурного наследия регионального значения «Таврическая лестница».

Напомним, что севастопольские историки, архитекторы и реставраторы выступили с критикой в адрес подрядной организации «Южный берег» и правительства Севастополя, которые вместо сохранения Таврической лестницы фактически начали ее демонтаж, замену диабазовых ступеней новоделом из карельского гранита. Севастопольцы обратились в администрацию президента России с просьбой приостановить реконструкцию одной из главных улиц города Большой Морской из-за разрушения строителями объектов культурного наследия, в частности, Таврической лестницы.

Вице-губернатор Владимир Базаров отмел претензии севастопольских специалистов, аргументируя тем, что перед началом работ на Большой Морской первый пролет уже был разрушен, поэтому он был использован для заезда техники к площадке реконструируемого кинотеатра «Победа». Более того, по мнению Базарова, лестница была бесхозной, а теперь она получит хозяина и будет целиком выполнена из карельского гранита.

Анатолий Туманов привел контраргументы на аргументы Владимира Базарова.

Базаров: «Первый пролёт был действительно в самом плохом состоянии, он был разрушен».

 

Туманов: Первая часть предложения – ложь, вторая – правда. Пролет был разрушен строителями. На фото хорошо видно, в каком состоянии была лестница. Второй снимок – август 2019 года.
  
Базаров: «Больше того, для благоустройства вот этой всей площадки перед кинотеатром необходим был заезд техники».   

Туманов: Получается, что для того, чтобы тяжёлая строительная техника работала в охранной зоне одного объекта культурного наследия, был частично разрушен другой ОКН и прямо на нём устроена трасса для экскаваторов и автомобилей. К слову сказать, упомянутый кинотеатр «Победа» – также ОКН регионального значения (регистрационный номер в Реестре 921710829910005). Это является нарушением пп.2 п.4 ст.47.3 Федерального закона 73-ФЗ.

Базаров: «Соответственно, сейчас восстанавливаем разрушенный пролёт. Заказчиком по данному объекту является компания «Южный берег». Это компания ООО, которая на 100% принадлежит правительству Москвы. Эта компания по соглашению между нашими двумя городами производит реконструкцию улицы Большая Морская».   

Туманов: Сейчас идёт восстановление трёх (!) разрушенных пролётов заказчиком и одновременно подрядчиком ООО «Южный берег». Именно подрядчиком названа эта организация в ответах из правительства города Севастополя, присланных в мой адрес. Поэтому работы по восстановлению поломанных секций лестницы эта организация не имеет право проводить, так как у неё нет лицензии для работ на ОКН. Я лично проверил реестр лицензированных организаций на сайте Министерства культуры РФ. Такой организации там нет. 

Базаров: «И они сделали нам Учкуевку, мы все рады… Теперь они делают улицу Большая Морская».   

Туманов: Я сомневаюсь, что «мы все рады», поскольку вместо большого количества уничтоженных деревьев появился парк современных конструкций, к которому не так легко добраться в отсутствие достаточного количества парковок. То же самое и в городе. При постоянном увеличении количества автомобилей, уменьшаются размеры проезжей части, что ещё больше будет увеличивать количество заторов на дорогах. 

Базаров: «Как и многие объекты культурного наследия у нас в Севастополе, этот объект бесхозный. Сегодня мы немножко там, можно сказать, что погрязли, но, по сути, шаг за шагом двигаемся по следующей процедуре. Этот объект передаём на баланс бюджетного учреждения».   

Туманов: В таком случае вопрос: что это за правительство у нас, что городская инфраструктура, историческая часть города федерального значения является бесхозной? Наша общественная организация «Севастопольское общество охраны природы, прав человека и исторического наследия» уже давно обращалась к городским властям, чтобы в городе был создан свой реставрационный центр, который бы взял под свою опеку все памятники на территории Севастополя. Чтобы это было государственное бюджетное учреждение, которое позволит сократить количество заезжих фирм, делающих, в основном, халтуру. 

Базаров: «После этого будет заказан проект на реконструкцию, реставрацию всего объекта. Соответственно он будет выполнен в тех же … ну естественно с участием, с согласованием с «Севнаследием», с участием лицензированных проектировщиков. Соответственно, весь объект будет выполнен в том же виде, в котором сделан вот этот небольшой участок».   

Туманов: Ну, это уже вообще – заявление о планируемом преступлении, так как Таврическая лестница охраняется государством, любые работы на ней запрещены, кроме работ по сохранению в её прежнем виде. То есть они хотят к этому «протезу», который незаконно налепили, полностью изменить всю оставшуюся лестницу. Это уже вообще верх наглости и цинизма! 

Базаров: «А я должен сказать, что этот серый гранит, он очень близок к тому серому граниту, из которого до этого были ступени сделаны».   

Туманов: Во-первых, не из серого гранита эти ступени сделаны, а из диабаза, или, как его ещё называют – долерита. Это абсолютно разные породы. На фото представлены настоящие ступени Таврической лестницы, которые находятся в довольно приличном состоянии.


 
Менять на памятнике какие-либо элементы – ПРОТИВОЗАКОННО! Это предмет охраны памятника. Вообще, что такое памятник? Это конструкция, которая для человека призвана хранить память, и чем больше лет этой конструкции, тем ценнее эта конструкция. Таврическая лестница была построена в 1952 году, поэтому этот срок в 68 лет не так уж и мал. Для севастопольцев каждая такая постройка ценна и имеет предмет гордости. Мы не позволим чиновникам этот срок обнулить. 

Кстати, уместно такое сравнение. Представьте, в Лувр пришёл современный скульптор, видит статую Венеру Милосскую и обращается к смотрителям: «А что это она у вас такая… безрукая стоит? Давайте я вам сделаю нормальную, с руками, всё как положено…».  Вот и нам хотят, извините за выражение, впарить современный новодел вместо нашего памятного сооружения.

«Политика…» ранее сообщила, что проект реконструкции Большой Морской не прошел архитектурно-художественный совет Севастополя.

Севастопольский общественник Валентин Шестак 20 января напомнил, что диабаз - не гранит, это очень редкий вулканит, его нужно сохранить при реконструкции Большой Морской.