В Севастополе на батарее №11 работает интерактивный класс подземной школы, одна из которых обнаружена на площади Лазарева

В Севастополе с 2011 года работает музеефицированная береговая батарея №11. В ее казематах воссоздан быт защитников города во время второй обороны. В помещениях посетители могут руками потрогать экспонаты - реальные вещи той эпохи. Такой подход приветствует директор некоммерческой общественной организации Владимир Семенов, который является смотрителем объекта и хранителем экспонатов. 

Он взял на себя заботу о береговой батарее №11, в которой во время второй обороны Севастополя находился командный пункт Приморской армии. При Украине батарея была заброшена. В ее казематы постройки 1900 года местные жители сваливали мусор. Семенов начал договариваться с властью, чтобы взять опеку над объектом на себя. Удалось.

«Мы в 2011 году, 8 декабря, подписали договор с управлением по охране памятников и открыли казематы. Вывезли отсюда два с половиной КамАЗа бытового и строительного мусора», - рассказал Семенов.

Он напомнил, что сначала пытался привлечь внимание к батарее руководства Севастопольского дома ветеранов, однако оно не заинтересовалось идеей восстановления военно-исторического объекта.

«Я и еще несколько энтузиастов своими руками и с помощью меценатов начали восстанавливать батарею. Например, в каземате протекала крыша, даже образовались сталактиты длиной полтора метра. Сделали гидроизоляцию. Помогли местные выборы. Кандидат в депутаты Шамотий, руководивший фондом «Инкерман», выделил средства. И получилось так: Шамотий в депутаты не прошел, зато у каземата батареи появилась крыша», - сообщил Семенов.

Кроме того, откликнулось Севастопольское морское собрание. Его руководитель Виктор Кот через связи на судостроительном предприятии помог малярами. Они покрасили корабельные орудия, которые стоят во дворике, снятые, кстати, с эсминца «Бойкий», антивандальной краской. Когда молодёжь оставляет на этих орудиях следы художественного «творчества», стереть надписи не составляет труда.

«В казематах береговой батареи №11 очень много экспонатов того времени. Часть из них найдены мной и моими соратниками по поисковому отряду «Командор», который я возглавлял, на местах боев защитников города во время второй обороны города. Ни один музей Севастополя и Черноморского флота экспонатами нам не помог», - посетовал Семенов.

Дезактивированное оружие - автоматы ППШ, винтовки и др. - пришлось покупать смотрителю коллекции за собственные деньги. Например, самозарядная винтовка Токарева стоит 27 тысяч рублей, автомат ППШ - 26 тысяч. «Наиболее ценным экспонатом у нас является лопата с бронепоезда «Железняков» (это все, что от него осталось) и швейная машинка «Зингер», которой в Инкермане на комбинате №1 в годы второй обороны шили обмундирование и сапоги для бойцов», - уточнил Семенов.

Он проводит уроки в детскими группами, причем, в оригинальном формате. «Меня заинтересовала в свое время история подземных школ Севастополя. Их было в городе 9. Вот я и открыл интерактивный класс подземной школы в одном из помещений каземата. На общественных началах», - пояснил Семенов.

Он добавил: «Урок организуется таким образом. Мы сначала рассказываем детям об обороне Севастополя и даем экспонаты в руки. Чтобы дети понимали, что такое 76-мм снаряд, противопехотная мина, автомат, винтовка. Показываем как работал госпиталь и что в нем делали дети, показываем как заводить примус, поджигать «буржуйку». На конечном этапе переходим в класс. Дети садятся за парты и пишут письмо в 1941 год солдату, матросу, незнакомому им человеку, который защищал Севастополь. Это сочинение, это мысли и чувства, перенесенные на бумагу. Часть писем мы оставляем здесь, на батарее, часть забирают педагоги».

По его мнению, такие уроки оставляют у детей неизгладимые впечатления, потому что являются не абстрактными, а практическими. 

«Собираем осколки разорвавшихся мин и снарядов с мест боев. Есть задумка поместить их в стеклянный куб шириной в метр высотой в 52 сантиметра, потому что, по подсчетам историков, на каждый квадратный метр территории Севастополя упало 52 сантиметра смертоносного металла. Это, поверьте, впечатляет и заставляет задуматься об ожесточенности той войны, о несгибаемой воле защитников Севастополя», - подчеркнул Семенов.

Ранее общественник Валентин Шестак заявил «Политике…», что археологические находки на площадях Ушакова и Лазарева можно частично музеефицировать.

Шестак также считает, что здание подземной школы, в которой юные севастопольцы занимались в годы войны, нужно музеефицировать, а не закатывать гранитом.