В Севастополе строители вскрыли потерну периода Крымской войны, городским чиновникам она не интересна
В конце декабря строители Большой Морской вскрыли на площади Ушакова подземную каменную потерну-водовод, которая проходит буквально в полуметре от поверхности. Реставратор и член наблюдательного совета по реконструкции Большой Морской Анатолий Пряшников сегодня осмотрел внутренности потерны и по внешними признакам определил, что сооружение построено в начале или середине 19-го века.
«Все началась до Нового года. Мой коллега Анатолий Туманов прислал фотографии потерны, которая, как я предполагаю, является каким-то гидротехническим сооружением. Снимки были опубликованы в группе ВКонтакте. Однако реакции со стороны «Севнаследия», к сожалению, не последовало. Чиновников не заинтересовал обнаруженный культурный слой», - сказал Пряшников.
Реставратору удалось согласовать свою работу с подрядной организацией. «Сегодня я заглянул внутрь. Потерна имеет длину 5,5 метров до земляного конуса, заворачивает на Большую Морскую, выложена крымбальским камнем ручного теса, который скреплен известковым раствором. И крымбальский камень, и известковый раствор применялись в начале и середине 19 века», - пояснил Пряшников.
Он предположил, что «это гидротехническое сооружение первого цикла строительства Севастополя в екатерининские времена». «Об этом также указывают образования на стенах в виде сталактитов и сталагмитов, возраст которых легко посчитать. Образцы проб мной взяты», - отметил Пряшников.
По его словам, потерна-водовод, хотя и завалена землей, имеет продолжение, о чем свидетельствует легкая тяга воздуха. «Если прокопать потерну, то можно увидеть, куда она идет. Возможно, нас ждут находки. А сегодня мне при первичном обследовании удалось найти элементы гофрированной трубки и регенеративного бачка противогаза образца 1941 года, медную проволоку, которые очевидно попали внутрь при бомбежках Севастополя в годы Великой Отечественной войны», - рассказал Пряшников.
Он уверен в том, что судьбой выявленного объекта должно заинтересоваться «Севнаследие» и провести экспертизу. «Уже прошло три недели, однако специалистов этой организации здесь еще не было. Призываю власти города четко соблюдать законодательство. Если они забыли, то центр Севастополя признан историческим поселением федерального значения. Это накладывает определенные ограничения и предъявляет требования при производстве земляных работ, в частности, во время таких работ обязаны присутствовать археолог и реставратор, причем, по решению властей», - пояснил Пряшников.
Пряшников призвал «Севнаследие» реально участвовать в процессе земляных работ в центре города. «Уверен, будет еще очень много интересных находок, которые, если даже не представляют ценности, должны быть заактированы, задокументированы. Потому что это – история нашего города, которую нельзя потерять», - подчеркнул реставратор.
Соучредитель Общества охраны природы, прав человека и исторического наследия Валентин Шестак высказал мнение, что вся реконструкция исторического центра Севастополя должна идти через просвещение. «Подрядчикам и рабочим нужно прочитать лекцию, что собой представляет исторический центр города, и что нужно сделать, если рабочий нашел какой-то артефакт, какую-то кладку. Это, во-первых. Во-вторых, чиновник «Севнаследия» должен быть в поле, на этом месте, в других местах, где сегодня ведутся земляные работы. В таком случае будет предотвращен ущерб историческому наследию. Потому что, утрачивая каждый день небольшой артефакт, мы утратим целый культурный слой и никогда не узнаем, что было в прошлом», - подытожил Шестак.
В процессе подготовки текста к публикации активистам Общества охраны природы, прав человека и исторического наследия стало известно, что строители откопали на площади Ушакова фонтан-колонку 19-века, из которого многие годы брали воду для питья горожане. Вода поступала в так называемый фонтан через систему водоводов самотеком. Об этом, в частности, есть прямое упоминание в книге «Исторические улицы и памятники Севастополя». В частности, И.А. Дьяконова пишет, что площадь Ушакова возникла в начале 19-го века. «На ней находилась водоразборная колонка городского водопровода («фонтан», как тогда называли). Водопровод был проведен из источников в Сарандинакиной балке», - пишет автор очерка о площади Ушакова.
Во время оккупации Севастополя после Крымской войны французы разрушили «фонтан»-колонку, изъяли чугунные трубы, по которым в город текла вода.
Почему бы реконструкторам Большой Морской не восстановить исторический фонтан-колонку? Хотя бы из уважения к истории Севастополя.