"Вирус, который сломал планету": взгляд на СOVID — ярко и доступно

Книга молекулярного биолога Ирины Якутенко на сегодняшний день самое толковое, что написано про пандемию коронавируса на русском языке. И самое свежее: последние главы дописывались поздней осенью.

Прочие попавшиеся мне книжки, обещающие раскрыть "страшные тайны вируса–убийцы" и научить, как гарантированно себя обезопасить, были просто макулатурой. В лучшем случае — потугами врачей, не имеющих доступа к рецензируемым медицинским журналам на английском, хоть что–то рассказать о ковиде.

О качестве книги Якутенко можно судить по оглавлению. Совсем короткая вводная глава "Что такое вирусы и почему они так опасны". Дальше — исключительно конкретика. Глава про устройство SARS–CoV–2. Глава про основные пути передачи (здесь меня привлекла ремарка о том, почему полезность масок так трудно доказать. А вы попробуйте поставить с ними двойной слепой рандомизированный плацебо–контролируемый эксперимент в условиях штормящей пандемии!).

Глава про то, как коронавирус проникает в организм, что с ним делает и от чего зависит исход. Глава про пока ещё необъяснимые вещи (например, никто не может чётко сказать, являются ли дети, у которых, как правило, болезнь никак не проявляется, её распространителями. Потому что эксперимент на детях ещё более невозможен, чем эксперимент с использованием масок).

Ну и так далее. Глава про лекарства. Про лечение. Про вакцины. Про тесты. Всё это — с отсылками к экспериментам и международным публикациям. Порой текст очень прост, ярок и смешон, порой — тяжёл для всех, кто понятия не имеет, чем отличается ДНК от РНК.

Достоинство книги, впрочем, в её объясняющей силе. Человек нуждается не только в спасении от угрозы, но и в понимании, что собой эта угроза представляет. То есть в упорядочивании хаоса до уровня смыслов. Ну например: как так, что у больного все признаки ковида, в том числе потеря обоняния и вкуса, воспаление лёгких и "матовое стекло" на КТ, — и отрицательный тест?! (Обывательское разъяснение обычно лежит в области политических убеждений типа: да это деньги на производстве тестов разворовали!) И, поверьте, таких горлопанов хватает не только в России, но и в Германии, где Ирина Якутенко свою книгу писала.

В то время как реальность прозаичнее. Вирус обычно попадает в организм через верхние дыхательные пути (и тогда его носитель очень опасен, тем более что в это время болезнь бессимптомна), а потом спускается вниз, в лёгкие. Именно тогда проявляются симптомы, но в мазке из носоглотки вирусов в это время может уже и не быть.

Или вот ещё: нынешняя пандемия обладает так называемым дисперсионным параметром меньше единицы. "1" означает, что каждый заболевший заражает кого–то ещё. А, скажем, "0,1" — что из десяти заболевших девять вообще никого не заражают, зато один, например, сразу тридцать. Вы ведь слыхали про суперраспространителей? Однако такое свойство пандемии сулит хороший прогноз. Серьёзные локдауны не нужно вводить до тех пор, пока отслеживаются инфекционные цепочки (как в Китае — через смартфоны). А вот в Германии программа для смартфонов оказалась на редкость плохой. И когда выявление контактов "вручную" захлебнулось, рванула вторая волна.

Словом, книгу рекомендую читать любому, у кого есть вопросы по ковиду (то есть всем). И уж тем более — тем, кто хоть как–то отвечает за медицинскую безопасность. И уж тем более — тем, кто обожает выступать с комментариями в соцсетях. Но, боюсь, это призыв в пустоту.

В стране с населением 146 млн книжка выпущена стартовым тиражом 5 тыс. экземпляров. Это взгляд издателя на реальность.

У вас есть выбор, деградировать ли вместе со всеми.

 

Дмитрий Губин, советский, российский журналист и телеведущий
 

Ранее по теме

Пандемиия ковида завершится в начале 2022 года - прогноз от ВОЗ

Заболеваемость ковидом в Севастополе снижается, а смертность растет

Власть Севастополя берет курс на ослабление ковидных ограничений на фоне растущей смертности от COVID-19

Россияне в возрасте 60+ получат прививки от коронавируса в первую очередь

В Севастополе сняли ковидные ограничения на фоне роста ковида и смертности от него

Коронавирусные ограничения снимут в России к лету - вирусолог

Коллективный коронавирусный иммунитет к концу 2021 года не появится - ВОЗ