Исследователь подземных школ Севастополя выступает за музеефикацию памяти о них на площади Лазарева
Вскрытая строителями на площади Лазарева подземная школа должна быть музеефицирована ради сохранения исторической памяти о героическом подвиге предков. Об этом «Политике…» заявила ветеран педагогического труда, автор исторического исследования о подземных школах Севастополя во время второй обороны (1941-1942 года) города Ирина Будякова, комментируя находки строителей Большой Морской в районе площади Лазарева, в частности, фундамента и цокольного этажа здания, в котором находилась одна из таких школ.
«К теме подземных школ Севастополя, работавших в годы войны, я пришла так. Когда работала в школе №39, то к ее 50-летию в 2009 году начала писать о ней книгу, увидела архивы, из которых узнала много интересного о подземных школах города. В годы войны таких школ было открыто 9», - сказала Будякова.
Она добавила: «Одной из основных была школа №3 на площади Лазарева, фундамент которой как раз откопали строители, которые ведут работу в центре Севастополя. И это большая удача. Потому что появляется возможность пусть частично, но все же музеефицировать уникальную находку. Можно прикрыть экспозицию стеклом, как это у нас на Малаховом кургане, рядом поставить аннотационную табличку и, таким образом, сохранить память о действительно героическом труде педагогов».
Будякова рассказала, что помимо подземной школы №3 на площади Лазарева в городе в годы второй обороны работали школы в районе Комсомольского сквера («там был очень большой подвал»), под Художественным музеем («кованные чугунные ворота там сохранились с давних времен, дай Бог, чтобы они уцелели»), на улице Маяковского, на улице Большой Морской, дом 41, на Генерала Петрова («в подвале сегодня заброшенного здания фабрики спортивного трикотажа»), в Балаклаве, Бартеньевке, в Инкерманский штольнях и др.
«Руководила всеми подземными школами Наталья Николаевна Донец - замечательная учительница, душа подземных школ. Она, кстати, работала после войны в школе №4, - уточнила Будякова. - Педагоги подземных школ работали, не покладая рук. Каждое утро родители приводили детей в эти учебные заведения. Их принимали сандружинники и педагоги. В день проводили по 5 уроков. На шестом уроке готовили детей к общественной работе - выступлениям перед ранеными в госпиталях, дети собирали металлолом, стирали и скатывали бинты, помогали бойцам письма писать».
Будякова особо отметала работу педагогов, которые, отработав в одной школе, перебирались в другую. «По архивным данным в Севастополе в годы второй обороны постоянно занимались в подземных школах 2400 детей, а преподавали им 40 учителей», - пояснила Будякова, добавив, что ученикам выдавали аттестаты гособразца, а учителям был засчитан педагогический стаж.
Она считает, что уникальный, поистине самоотверженный труд учителей должен быть увековечен. «Для чего живет человек? Чтобы оставить о себе, о своих хороших делах память. Педагоги подземных школ достойны такой памяти в виде музейного экспоната, экспозиции. И это - по-человечески», - уверена Будякова.
По ее мнению, в Севастополе на площади Лазарева на здании, в котором находится магазин «Черноморочка», есть советская табличка-указатель о подземной школе. «Однако хочется, чтобы люди узнали фамилии педагогов, некоторых учеников, которые тоже внесли свой вклад в оборону города от врага», - подытожила Будякова.
Людмила Ковалевская, заведующая отдела Хора Херсонеса музея-заповедника «Херсонес Таврический» в блоге на сайте музея заповедника заявила о том, что разрушенные памятники археологии Севастополя утрачиваются навсегда.
Реставратор Анатолий Пряшников 10 января заявил «Политике…» о том, что спешная реконструкция Большой Морской вредит историческому наследию Севастополя.
Ранее общественник Валентин Шестак заявил «Политике…», что археологические находки на площадях Ушакова и Лазарева можно частично музеефицировать.
Шестак также считает, что здание подземной школы, в которой юные севастопольцы занимались в годы войны, нужно музеефицировать, а не закатывать гранитом.