Каждый новый губернатор Севастополя сочиняет собственную стратегию спасения морского порта

Врио губернатора Михаил Развожаев на предновогодней пресс-конференции заявил журналистам о том, что Севастопольский морской порт (СМП) не будет передан в федеральную собственность. Он (то есть то, что от порта осталось) станет градообразующим предприятием с хорошими перспективами перевалки 15 млн тонн грузов в год (сегодня максимум 500 тысяч) и к тому же рентабельным.

«Стратегия оздоровления морпорта есть. Она пока еще обсуждается в правительстве Севастополя. Для нас это градообразующее предприятие, поэтому я обратился к президенту все-таки не передавать порт в федеральную собственность», - сказал Развожаев. 

Он аргументировал свое видение тем, что «в процессе подготовки передачи порт превратился в имущественный комплекс с разными изъятиями». Другими словами, отдельные подразделения порта (возможно, самые лакомые) «ушли» в надежные третьи руки, назвать которые Развожаев постеснялся.

«Порт надо оживлять как грузовой порт, развивать в нем рыбохозяйственный комплекс, рыбопереработку. У нас есть нефтяные и зерновые терминалы, которые не используются. В идеале мы сможем выйти на годовую перевалку 15 млн тонн грузов, сделать порт рентабельным. Порт будет развиваться на концессионной модели», - добавил Развожаев сказочную перспективу огромной стагнирующей шестой год структуре.

Если не знать всей истории метаморфоз морского порта, то можно порадоваться за энергичного нового губернатора, который к тому же нашел поддержку у президента Владимира Путина. Однако, если быть в курсе истории превращений, то самое время сделать вывод: всякий новый губернатор Севастополя не знает, что делать с портом, а потому придумывает собственную стратегию его развития. Стратегия, в свою очередь, никоим образом не влияет на продолжающуюся стагнацию порта, подверженного все большей фрагментации.

Заглянем в недалекую историю. В 2014 году губернатор Сергей Меняйло тоже сначала не знал, что делать с целой группой предприятий, имеющих центральное подчинение и относящихся к морехозяйственному комплексу. В результате 2 июня 2014 года был создан ГУП «Севастопольский морской порт», в который вошли ГП «Морской рыбный порт», ГП «Севастопольский торговый порт», ГП «Служба капитана Севастопольского морского рыбного порта» и филиал государственного учреждения «Госгидрография» им. Митина. Планировалось, что оживление порта, ранее имевшего транзитную функцию, произойдет за счет запуска паромов с «большой земли» и из Турции. Однако вмешались экономические и санкционные мотивы. Одним судовладельцам было не выгодно везти в Севастополь товар и уходить из нашего порта пустыми, другие опасались арестов своих судов в портах Западной Европы.

В середине лета 2014 года в правительстве Севастополя заговорили о двойной назначении морского порта - гражданском и военно-техническом -после подписания соглашения между СМП и корпорацией «Ростех». Губернатор Сергей Меняйло назвал 7 млрд рублей, которые якобы готов вложить «Ростех» в модернизацию порта, в частности, в дноуглубление и реконструкцию причалов. Затем появилась идея совместного с «Ростехом» предприятия.

Во второй половине 2016 года с приходом на должность губернатора Дмитрия Овсянникова постепенно изменилась видение правительства Севастополя на использование мощностей СМП. Его сначала передали из сферы влияния департамента экономики в департамент транспорта. А 27 декабря 2016 года губернатор Овсянников громко заявил о том, что госпредприятие «Севастопольский морской порт» выйдет на прибыль в 2017 году, однако этого не произошло.

Более того, 13 января 2017 года директор департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры Игорь Титов признал, что СМП перестал быть транзитным. «Времена транзита в деятельности Севастопольского морского порта ушли. Должен быть рынок потребления в городе и генерация продуктов, которые будут вывозиться. Ни того, ни другого сегодня нет», - констатировал Титов добавив, что морской порт сегодня находится в узких рамках возможностей, однако «обвинять его в том, что он не работает в полную силу, нельзя».

В правительстве Севастополя вызрела идея приватизировать СМП. Соответствующее решение было принято 26 октября 2017 года. Однако с ним не согласились депутаты заксобрания города. Чиновники правительства несколько раз выносили СМП на приватизацию, полагая таким образом найти для него внешние инвестиции, однако депутаты стояли стеной и СМП не отдали. 

13 апреля 2018 года гендиректор СМП Сергей Емельянов сообщил о том, что порт в 2017 году задействовал только 7% мощности при перевалке грузов. Были отгружены 315 тысяч тонн при общей возможности отгружать 4,5 млн тонн. Такая информация как нельзя лучше свидетельствовала о том, что потенциал СМП фактически не используется.

В правительстве Севастополя заговорили о том, что порт оживят перевозки в сторону Сирии, затем произошел скандал. Начальник главного контрольного управления правительства города Сергей Елизаров в ноябре 2018 года заявил о том, что губернатор намеренно банкротит СМП. После чего Овсянников уволил Елизарова «в связи с утратой доверия», а вице-губернатор Илья Пономарев назвал выводы Елизарова враньем.

18 февраля 2019 года Овсянников заявил о том, что СМП может быть сокращен на 500 человек, если не будет найден генеральный инвестор для этого предприятия. 15 марта Овсянников выступил с новой инициативой: «Нам нужно возродить работу Севастопольского морского порта – это возможно через его интеграцию с Росморпортом или Росморречфлотом, и я буду ходатайствовать о соответствующем поручении».

А уже 17 марта Овсянников сообщил о том, что Севастопольский морской порт может быть передан в федеральную собственность. «Мы недавно обсуждали в министерстве экономического развития перспективы развития портов Крыма и Севастополя с точки зрения развития яхтинга, пирсов и причалов. Что касается судьбы Севастопольского морского порта, то я буду выходить с предложением о том, чтобы передать его в федеральную собственность», - отметил губернатор. После чего начался процесс подготовки передачи.

И вот – новая идея нового врио губернатора Развожаева – в федеральную собственность не передавать, сами справимся. Красивое заявление, но и легковесное. Если предшественники сами не справились, то почему Развожаеву вдруг удастся это сделать? Не правда ли, логичный вопрос.

Может быть, новому главе города следовало сначала хорошо вникнуть в проблему и осознать одну простую истину: никакой бюджет Севастополя, даже трижды дотационный не потянет собственный морской порт. Именно поэтому все морские порты РФ – очень сложные структуры, в которых переплетены интересы государства и стивидоров – мощных игроков, занимающихся международной перевалкой. Поэтому привлечение крупных внешних инвестиций – единственно возможное условие развития СМП. Однако с инвестициями – проблема из-за санкций. Отсюда идея передачи морского порта в федеральную собственность. Круг замкнулся. И вряд ли разумно сегодня сочинять велосипед, который уже сочинен и не поехал. 

Справка

Севастопольский морской порт создан 2 июня 2014 года. В распоряжении предприятия – 11 причалов общей протяженностью 1 770 метров, с глубинами от 6 до 10 метров. На предприятии трудятся до одной тысячи человек.