Расходы регионов России сравнялись с доходами в 2019 году и могут вызвать дефицит бюджетов территорий
Экономика российских регионов росла в минувшем году медленно и неравномерно. Рост доходов многих территорий обеспечило увеличение непрозрачно распределяемых федеральных трансфертов. Продолжающаяся стагнация экономики замедляет рост доходов населения и торговли и поступлений от налога с физлиц. Об этом сообщают «Ведомости».
Данные о балансе региональных бюджетов за 2019 г. внушают умеренный оптимизм: общие доходы, по предварительным оценкам Минфина, выросли в 2019 г. по сравнению с 2018 г. на 9,5% до 13,6 трлн руб. Собственные доходы увеличились не столь внушительно, и существенная часть прироста была достигнута за счет увеличения трансфертов из Москвы, которые увеличились на 17,6% до 2,45 трлн руб. Доходы бюджета снизились только в шести регионах, и лишь в Хакасии снижение оказалось значительным (на 12%), где резко (на 40%) и трудно объяснимо сократились поступления от налога на доходы физлиц.
Однако сбалансированными бюджетами могут похвастаться далеко не все регионы: из-за больших трат в декабре число регионов с дефицитом бюджета за месяц выросло с 12 до 36, отмечает экономист Наталья Зубаревич. А трансферты из Москвы, которые во многом обеспечили рост доходов, выделяются не по строгим правилам, как субвенции, а «вручную», благодаря усилиям лоббистов в столице. Реализация нацпроектов усилила их роль, считает эксперт.
Немаловажно, что расходы регионов выросли за год больше, чем доходы, на 14% и сравнялись с ними, что может вызвать в 2020 г. обратный переход от профицита к дефициту территориальных бюджетов, говорит Зубаревич. Опережающими темпами (21%) росли не только расходы на национальную экономику, что объясняется национальными проектами, но и расходы на благоустройство (31% в целом, в Москве – на 40%). Вероятно, многие регионы стремятся похорошеть по примеру столицы и увеличивают соответствующие статьи, хотя доля этих расходов в бюджете провинций не превышает 3%, тогда как в Москве – 14%.
Рост реальных доходов после нескольких лет их снижения едва заметен, номинальные зарплаты по стране увеличились на 7%, реальные – на 3%, причем, как отмечают в очередном мониторинге экономической ситуации экономисты РАНХиГС, ситуация в регионах отличалась незначительно: более существенный рост номинальных зарплат (11%) отмечался в Крыму и Севастополе за счет выросших трансфертов и на Сахалине – благодаря увеличению сбора налога на прибыль.
Как следствие оборот розничной торговли увеличился ненамного, одновременно незначительно снизился объем платных услуг, причем это снижение отмечалось более чем в половине регионов, при этом россияне, опасаясь роста цен, предпочитают покупать товары, в том числе в кредит. В условиях продолжающейся стагнации ожидать существенного повышения доходов и профицита бюджетов в большинстве регионов не приходится, они больше будут зависеть от распределяемой вручную помощи из центра.
13 февраля правительство Севастополя распределило более 18 млрд федеральных денег на исполнение ФЦП в текущем году.
Севастополю пора начинать жить по средствам, считает вице-спикер заксобрания Василий Пархоменко.
Общественница Ольга Дронова ранее заявила «Политике…», что власти Севастополя, приоритетом которой является развитие нескольких десятков общественных пространств, самое время задуматься, из каких источников она будет содержать парки и скверы в среднесрочной перспективе.
Напомним, что Севастополь является глубоко дотационным городом, развитие которого на 70% зависит от федерального центра и принятых в Москве решений.
Фото: buh-spravka.ru