Федеральный центр должен подсказать руководителям Севастополя, как охранять исторические памятники - Туманов
Севастопольский реставратор и археолог Анатолий Туманов, бывший сотрудник музея-заповедника «Херсонес Таврический», единственный аттестованный специалист по реставрации памятников каменного зодчества во всём Крыму, изложил в письме министру культуры Ольге Любимовой критическую ситуацию с сохранением исторического наследия, в частности, при строительстве улицы Большая Морская.
«Систематически нарушаются требования законодательства об охране исторического и культурного наследия народов Российской Федерации», - отмечает в своем сообщении реставратор.
Письмо Анатолия Туманова – ниже в полном объеме.
«Уважаемая Ольга Борисовна!
Необходимо Ваше срочное вмешательство в недопустимую ситуацию, складывающуюся в городе-герое Севастополе с охраной исторических памятников. При проведении строительных работ на территории города, значительную часть которой составляют «историческое поселение город Севастополь» и «достопримечательное место древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», систематически нарушаются требования законодательства об охране исторического и культурного наследия народов Российской Федерации.
Особенно массовый характер нарушения приняли в ходе работ по благоустройству улицы Большая Морская в историческом центре города. Незадолго до их начала весь Градостроительный комплекс городского кольца г. Севастополь (ул. Ленина — просп. Нахимова — ул. Большая Морская), с 1980 года являвшийся памятником архитектуры и градостроительства местного значения, вдруг стал выявленным объектом культурного значения, а затем вообще был внезапно исключён из перечня выявленных объектов культурного наследия по итогам весьма спорной историко-культурной экспертизы (эксперт А.Л. Баталов).
Однако улица остается предметом охраны исторического поселения федерального значения. Между тем, работы, проводимые в спешке, случайными организациями, без надлежащего проектирования и согласования, уже привели к разрушению реестрового ОКН «Таврическая лестница» и других памятников архитектуры. Под угрозой оказались другие объекты, обладающие признаками ОКН, которые вскрываются в ходе проводимых земляных работ. Вместо того, чтобы подвергнуть их тщательному изучению и по возможности музеефицировать, превратив в ожившие свидетельства славной истории Севастополя, элементы старинной городской застройки и инфраструктуры безжалостно уничтожаются.
Городские власти цинично прикрывают вандализм строителей безответственными заявлениями о том, что выделенные Москвой на ремонт огромные деньги «на дороге не валяются». Но особенно возмутительно, что все эти грубые нарушения происходят при попустительстве уполномоченного органа — Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя («Севнаследия») и при фактическом содействии ряда так называемых экспертов.
Наиболее вопиющий случай произошел в январе — начале февраля 2020 года. При проведении земляных работ на площадях Лазарева и Ушакова общественниками были замечены вскрытые строителями подземные сооружения с признаками ОКН. Вопреки требованию закона (ст. 36, п. 4 Федерального закона 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия»), строители вовсе не поспешили остановить работы и были принуждены к этому лишь под давлением общественности и депутатов Законодательного собрания города Севастополя.
По мнению знатоков истории Севастополя, обнаруженные памятники: подземный ход на площади Ушакова и комплекс подземных сооружений на площади Лазарева, могут представлять огромный интерес для изучения истории Севастополя. Это поначалу подтвердили и привлеченные Правительством города и «Севнаследием» специалисты, в т.ч. практикующие археологи из Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический». Однако вскоре ситуация резко изменилась. Было заявлено, что обнаруженные памятники не представляют никакого особенного интереса и могут быть спокойно закопаны и даже разрушены.
Особенно «отличилась» гр. Сарапулкина Т.В., первый заместитель директора «Херсонеса Таврического». Прибыв на место обнаружения памятника с признаками объекта культурного наследия, она не только не обеспечила предписанных законом условий для его сохранения и изучения, но и дала устное разрешение строителям продолжать земляные работы! Более того, заявила, что конструкция будет изучаться «полным изъятием объекта с помощью техники и его разбором», то есть, напрямую сообщила, что всё будет уничтожено.
Это вызвало бурю возмущения общественности, и вскоре «эксперт» пошла на попятную, заявляя о необходимости тщательного изучения памятника. Но фактически земляные работы с применением тяжёлой строительной техники продолжались ещё несколько дней, что могло привести к непоправимым утратам.
К огромному сожалению, севастопольцы уже не раз сталкивались с тем, что памятники, выявляемые при проведении строительных работ в центре города (имеющим, между прочим, охранный статус исторического поселения федерального значения!), систематически и почти безнаказанно уничтожаются — как это произошло в январе 2019 года на территории выявленного ОКН «Форт Меншиков». Но смиряться с этим никто не собирается. Во времена Украины бороться с «правовым беспределом» в области охраны культурного наследия Севастополя казалось делом безнадежным: власти «незалежной» не были заинтересованы в сохранении памяти об имперском и советском периодах крымской истории. Но как объяснить, что и после долгожданного воссоединения с Россией разрушение памятников города-героя продолжается, да еще и демагогически прикрывается поручением Президента РФ о благоустройстве общественных пространств?
Убедительно просим, во избежание обострения ситуации, оперативно прислать в г. Севастополь уполномоченную комиссию для оценки действий уполномоченных органов и экспертов и принятия действенных мер по предотвращению дальнейшего разрушения и обеспечению сохранения исторического и культурного наследия одного из наиболее прославленных своими бессмертными подвигами городов нашей Родины».
12 февраля общественник Валентин Шестак заявил о том, что практически вся Большая Морская изменит свой исторический облик на новодел, что прискорбно.
Исследователь подземных школ Севастополя Ирина Будякова выступает за музеефикацию памяти о них на площади Лазарева.
Людмила Ковалевская, заведующая отдела Хора Херсонеса музея-заповедника «Херсонес Таврический» в блоге на сайте музея заповедника заявила о том, что разрушенные памятники археологии Севастополя утрачиваются навсегда.
Реставратор Анатолий Пряшников 10 января заявил «Политике…» о том, что спешная реконструкция Большой Морской вредит историческому наследию Севастополя.