Продукция Балаклавского рудоуправления и строительство московского метро

Первое предложение по созданию метро в Москве появилось еще в 1875 году, когда инженер Василий Титов выдвинул идею проложить подземную железнодорожную линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. До 1918 года предлагались различные проекты строительства метрополитена в Москве. Но тогда дальше проектов дело так и не продвинулось. 

В 1922 году наметился подъем экономики новой — советской страны. Возросшая транспортная нагрузка заставила власти Москвы вернуться к идее строительства метрополитена. Комиссия Политбюро на заседании 14 мая 1931 года постановила — по инициативе входившего в её состав И. В. Сталина — внести в план мероприятий следующий пункт: «Поручить Моссовету и МК образовать комиссию для рассмотрения всех существующих проектов различных средств сообщения и разработать проект метрополитена. Срок: 3 месяца». В августе 1931 года Политбюро утвердило в должности начальника строительства московского метро П. П. Роттерта — руководителя строительством Днепрогэса. В ноябре был представлен проект строительства первой линии московского метрополитена. А уже в декабре во дворе дома № 13а по Русаковской улице около Сокольников первые лопаты семи рабочих Метростроя вгрызлись в землю — началось строительство Московского Метро.

Сегодня московский метрополитен – это не только подземная транспортная система, которая ежедневно перевозит миллионы людей, но и своеобразный музей камня. В оформлении станций московского метро использовано более десяти наименований камней и минералов из более чем ста месторождений. Основные из них: мрамор, известняк, гранит, травертин, габбро, гнейс и др. Эти материалы использовались при строительстве метро вплоть до 1970 годов.  Одного только мрамора использовано около 20 видов, среди них — продукция Балаклавского рудоуправления. 

Добыча цветного мрамора в то время в СССР не производилась, поэтому для изготовления цветных декоративных элементов в отделке станций были использованы крымские известняки, а также небольшое количество цветного мрамора из заброшенных карьеров на Урале и в Грузии.  В Крыму издавна были известны источники верхне-юрских твердых известняков, у которых история местного использования началась еще с середины 19-ого столетия. В 1933-34 годах разработка возобновилась. Карьерные работы были начаты в том числе для того, чтобы обеспечивать поставки для строительства Московского Метро. 

Историки метростроя так описывают ситуацию: «Крымские горы дали метрополитену желтовато-коричневые и желто-розовые мраморизованные известняки месторождений Биюк-Янкой, Кадыковка и Чоргунь. В них нежно и гармонично сочетаются желтые, коричневые и розоватые тона, сменяющиеся светлыми раковинами моллюсков и кораллов.». Светло-желтый кадыковский мраморизованный известняк Балаклавского рудоуправления украсил колонны станций «Парк культуры», «Библиотека имени Ленина», «Комсомольская» и др.

После 70-х годов прошлого столетия станции Московского Метро стали облицовывать искусственными материалами - керамической плиткой, декоративным металлом. Однако в последнее десятилетие строители вновь возвращаются к природным материалам.

Ранее по теме

На крытом теннисном корте АО «Балаклавское РУ» установлено новое покрытие для профессиональных спортсменов

Ветераны БРУ получили от предприятия материальную помощь

БРУ помогает реставрировать православный монастырь в Санкт-Петербурге

Балаклавское рудоуправление в следующем году отмечает юбилей

На открытую президентом России трассу «Таврида» Балаклавское рудоуправление поставило более миллиона тонн инертных материалов

Балаклавское рудоуправление поддержало медиков Балаклавы на сумму более 900 тыс рублей

Профсоюз БРУ закупил школьные принадлежности первоклассникам

Продукция БРУ обеспечивает качество «Тавриды» на высшем уровне