Продукция Балаклавского рудоуправления и строительство московского метро
Первое предложение по созданию метро в Москве появилось еще в 1875 году, когда инженер Василий Титов выдвинул идею проложить подземную железнодорожную линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. До 1918 года предлагались различные проекты строительства метрополитена в Москве. Но тогда дальше проектов дело так и не продвинулось.
В 1922 году наметился подъем экономики новой — советской страны. Возросшая транспортная нагрузка заставила власти Москвы вернуться к идее строительства метрополитена. Комиссия Политбюро на заседании 14 мая 1931 года постановила — по инициативе входившего в её состав И. В. Сталина — внести в план мероприятий следующий пункт: «Поручить Моссовету и МК образовать комиссию для рассмотрения всех существующих проектов различных средств сообщения и разработать проект метрополитена. Срок: 3 месяца». В августе 1931 года Политбюро утвердило в должности начальника строительства московского метро П. П. Роттерта — руководителя строительством Днепрогэса. В ноябре был представлен проект строительства первой линии московского метрополитена. А уже в декабре во дворе дома № 13а по Русаковской улице около Сокольников первые лопаты семи рабочих Метростроя вгрызлись в землю — началось строительство Московского Метро.
Сегодня московский метрополитен – это не только подземная транспортная система, которая ежедневно перевозит миллионы людей, но и своеобразный музей камня. В оформлении станций московского метро использовано более десяти наименований камней и минералов из более чем ста месторождений. Основные из них: мрамор, известняк, гранит, травертин, габбро, гнейс и др. Эти материалы использовались при строительстве метро вплоть до 1970 годов. Одного только мрамора использовано около 20 видов, среди них — продукция Балаклавского рудоуправления.
Добыча цветного мрамора в то время в СССР не производилась, поэтому для изготовления цветных декоративных элементов в отделке станций были использованы крымские известняки, а также небольшое количество цветного мрамора из заброшенных карьеров на Урале и в Грузии. В Крыму издавна были известны источники верхне-юрских твердых известняков, у которых история местного использования началась еще с середины 19-ого столетия. В 1933-34 годах разработка возобновилась. Карьерные работы были начаты в том числе для того, чтобы обеспечивать поставки для строительства Московского Метро.
Историки метростроя так описывают ситуацию: «Крымские горы дали метрополитену желтовато-коричневые и желто-розовые мраморизованные известняки месторождений Биюк-Янкой, Кадыковка и Чоргунь. В них нежно и гармонично сочетаются желтые, коричневые и розоватые тона, сменяющиеся светлыми раковинами моллюсков и кораллов.». Светло-желтый кадыковский мраморизованный известняк Балаклавского рудоуправления украсил колонны станций «Парк культуры», «Библиотека имени Ленина», «Комсомольская» и др.
После 70-х годов прошлого столетия станции Московского Метро стали облицовывать искусственными материалами - керамической плиткой, декоративным металлом. Однако в последнее десятилетие строители вновь возвращаются к природным материалам.
Ранее по теме
Ветераны БРУ получили от предприятия материальную помощь
БРУ помогает реставрировать православный монастырь в Санкт-Петербурге
Балаклавское рудоуправление в следующем году отмечает юбилей
Балаклавское рудоуправление поддержало медиков Балаклавы на сумму более 900 тыс рублей
Профсоюз БРУ закупил школьные принадлежности первоклассникам
Продукция БРУ обеспечивает качество «Тавриды» на высшем уровне