В России сформировался дефицит учителей
Как следует из данных Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, в большинстве федеральных округов в РФ существует дефицит учителей, педагогических работников и руководителей школ. Об этом пишет Коммерсант.
В целом по стране число вакансий в общеобразовательной сфере превышает число занятых в ней работников на 3,1%, по федеральным округам этот показатель варьируется от 4,8% до 1,2%. В профильном профсоюзе говорят, что одна из причин дефицита — низкие зарплаты педагогов при большом объеме работы.
Наименьший дефицит специалистов был зафиксирован в Северо-Кавказском (1,2%), Приволжском (2,5%) и Центральном (2,1%) федеральных округах, наибольший — в Южном федеральном округе (4,8%).
На Дальнем Востоке этот показатель составил 3,5%, в Северо-Западном регионе — 4,6%, в Сибирском — 3,6%, на Урале — 4,4%.
В разрезе специальностей наиболее дефицитны педагоги — численность незакрытых вакансий для них превышает число занятых на 2,9%, дефицит учителей и руководителей составляет 1,9%.
Наибольший дефицит педагогических работников был зафиксирован в ДФО, где он достигает 4,5%. Там же существует и наибольшая в стране нехватка учителей (3,6%).
При этом максимальный дефицит руководящих кадров сложился в Северо-Западном округе (3,5%).
Наиболее укомплектованы всеми тремя категориями специалистов школы СКФО — там нехватка педработников, учителей и руководителей достигает 1,3%, 0,9% и 0,6% соответственно.
Как отмечают эксперты РАНХиГС, такие региональные различия могут объясняться разницей в зарплатах между субъектами РФ.
В 2021 году разброс их значения «был существенным» и отличался по отдельным регионам в пять раз. Больше всего специалисты сферы образования (без учета доплат в 5 тыс. руб. за классное руководство) могли заработать в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах и в Москве (более 100 тыс. руб.), меньше всего — в Чечне, Ингушетии и Кабардино-Балкарии (чуть больше 20 тыс. руб.).
Как объясняет оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова, его оценки дефицита кадров в стране схожи с выводами экспертов РАНХиГС.
«Чаще всего учителей не хватает в крупных и средних городах, где существует хоть какой-то рынок труда и можно найти другую работу. В деревнях зачастую такого выбора просто нет, а в Москве и Санкт-Петербурге большинство школ имеет возможность нанимать специалистов на конкурентных условиях, так как оплата труда неплохая»,— говорит она.
Ранее по теме
В балаклавских школах нет лингафонных кабинетов
СевГУ опустился на 224 место в национальном рейтинге университетов РФ
Российские "мозговые центры" недооценены в мире из-за русского языка