Юрий Кондаков: Губернатор Развожаев не спешит делать смелые шаги для развития Севастополя
Руководитель Крымского отделения Союза отцов Юрий Кондаков прокомментировал национальный рейтинг мэров городов (апрель-май 2021 года). Его блог опубликован на портале Национальный рейтинг:
Градоначальник Севастополя — тихоня и консерватор. Его цель – всем нравиться, законсервировать ситуацию и обеспечить себе солидный рост на федеральном уровне.
Основное достижение Михаила Развожаева в том, что он убрал практически весь негативный фон, который усугубился в последний год руководства предыдущего градоначальника.
Зачищено информационное поле, открытые политические распри минимизированы. При губернаторе создана площадка для выпуска общественного пара – «Мы вместе Севастополь». Развожаев вдумчив, понимает многие сложные процессы. Поначалу нравится практически всем. Особенно возрастному электорату.
Доминирует над законодательной ветвью власти, чему способствует весьма слабый состав Заксобрания. Показатели по реализации мероприятий ФЦП в Севастополе сегодня лучше, чем при губернаторе Меняйло, что в значительной степени обеспечивается хорошими подрядчиками, которые подобрались для реализации этих мероприятий.
Развожаев имеет свой доверенный аппарат, который закрывает оргвопросы, PR и общение со СМИ. Может некоторые вопросы решать оперативно, задействуя федеральные ресурсы. Однако зачисткой политической активности Развожаев добился противоположного результата – в городе полностью снята повестка развития.
Со всеми крупными игроками сохраняется статус-кво, что видится самоцелью. Не лидер, не может консолидировать и мобилизовать. У значимых людей города не является авторитетом. Не задействует ресурсы местного экспертного и бизнес-сообщества. Университет не подключил.
Обязательства перед привлекаемыми к работе игроками на рынке не держит, не создает ощущение патрона. Демонстрирует свою ориентацию на карьеру в федеральном центре, тем самым подтверждая опасения местных, что работает как временщик. Те, кто хочет решать вопросы – выстраивают схемы решения на среднем уровне, что кажется им более стабильным.
Критической ошибкой может оказаться нежелание обналичивать реальные цифры по численности населения города, которое по экспертной оценке уже достигло миллиона человек. Причем обналичивание могло бы дать возможность привлечения новых ресурсов.
Не появляется на значимых мероприятиях в городе, что в глазах местных элит снижает авторитет. Допустил ошибки в некоторых социо-культурных и политических акциях, в том числе, поставив военных на колени перед памятником французам.
Не заявил никакой городской стратегии, под это не мобилизовал городской актив. Институты развития, такие как Проектный офис и Совет по стратегическому развитию не задействованы. Не влияет на некоторых своих вице-губернаторов. Активного взаимодействия с соседом по территории — АР Крым — нет.
При всем этом взаимодействия с федеральными органами власти у губернатора Севастополя нет, что весьма ярко проявилось, например, в мае, когда возник конфликт на Фиоленте относительно проекта, инициированного местным управлением МВД, строительства изолятора временного содержания на 120 человек в массиве, где в основном дачи, жилые дома и рекреация, а также Балаклавский Георгиевский монастырь, имеющий международную значимость.
Также слабые движения по крупным приоритетным проектам. Не сняты вопросы населения по проекту развития Балаклавы. В виду большого количества мероприятий ФЦП население видит бурную деятельность, что часто воспринимается как заслуги губернатора. Ремонтируются, что не может не радовать горожан, дороги. Однако делается это крайне медленно. Фиолентовское шоссе ремонтировалось почти год, уже полгода – делается вдоль него тротуар. Нормальной разметки до сих пор нет.
Предложения по существенной модернизации теплового хозяйства не поддержаны властями. В водоканале ничего меняться не будет – оставлено руководство, которое рулит предприятием еще с украинских времен. С канализацией, после скандальной истории по КОС «Южные», проблема не решена, ливнёвка в городе не работает, в массивах ИЖС преобладают выгребные ямы – город ходит под себя.
Общественный транспорт в целом функционирует исправно, включая интернет-сервисы. Но ситуация увеличения автотранспорта в городе не решается. В целом следует ожидать увеличения закупорки города, возможно, после этого будут приниматься какие-либо решения. Политики снижения транспортной нагрузки на город не заявлено. Заметной политики по повышению энергоэффективности – нет.
Правовой аспект земельного вопроса в целом, в виду, как украинского наследства, так и статуса города федерального значения, а также приказа Минкульта о достопримечательном месте, усугубляется. Нарастает целый пласт проблем, из которых можно будет выходить только острыми политическими решениями: это и статус сельхозземель, и ограничения достоместа, и отсутствие генплана. При этом, в ситуации высокой миграционной привлекательности, город без земельных резервов будет испытывать рост стоимости земли и недвижимости.
Жилищная политика и строительство: с одной стороны – позволяется имеющимся застройщикам строить скверное по современным меркам жилье, включая строительство многоквартирных домов на земле для ИЖС и СТ. С другой – при значительно растущем городе – генплан не принят, земельных резервов для развития не раскрыто. Архитектурных стандартов города – не принято. Проектированием крупных проектов, включая социальные, занимаются проектировщики, далекие от специфики Крыма.
При этом в удручающей ситуации находятся большинство медучреждений. На роды семьи предпочитают ездить в Симферополь. В медицинской повестке – только ковид, остальная проблематика практически забыта. Создание нового медцентра – в конфликте с экологами и местными активистами. Однако в прошлом году, благодаря некоторым весьма эффективным подрядчикам, удалось ввести инфекционные модули, что сыграло на в плюс губернатору.
По экспертным оценкам, в городе уже миллион постоянного населения, тогда как губернатор заявляет существенно меньшие цифры. При этом демографический прирост в ближайшие годы будет продолжаться, усугубляя проблемы дефицитных городских инфраструктур. При этом молодежь все равно продолжает активно уезжать в столицу и другие крупные города.
Несмотря на то, что создан центр «Мой бизнес», в целом инвестиционная политика в городе больше ориентирована не на привлечение инвесторов, а на снижение инвестиционной активности. Значимую роль корпорация развития Севастополя не играет.
В целом деятельность главы Правительства Севастополя можно описать как консервирующую, закрытую для развития, желание хорошо отработать для федерального центра превалирует над необходимостью принимать смелые решения для запуска процессов городского развития, что безвозвратно лишает город новых возможностей и инвестиций.
Ранее по теме
Севастополь не попал в топ-30 Национального рейтинга состояния инвестклимата регионов РФ
Севастополю придется заняться своим развитием, чтобы не попасть в ловушку дотационности - Никитченко
Севастополь сегодня не развивается, а растет количеством населения
Развитие Севастополя соответствует четвертому технологическому укладу
Рост качества жизни в Севастополе увидели в Москве, увидеть бы его горожанам