Западно-Балаклавский карьер — ровесник Балаклавского рудоуправления

Промышленная добыча известняков в Балаклаве началась вместе с образованием Балаклавского рудоуправления. В 1933 году в Балаклаву прибыла геологоразведочная партия во главе с инженером-геологом А. Ф. Слуцким и отряд разведочного бурения с Курской магнитной аномалии. Геологоразведка выявила на западном склоне Балаклавы месторождение с запасами известняков около 200 млн тонн.

Для добычи известняка и проведения промышленных испытаний потребовались рабочие руки. В первое время пришлось обращаться к директору местного консервного завода; встречаться с матросами, готовившимися к демобилизации; вербовать работников по селам Крыма и соседних областей. Разработка месторождения на западном склоне началась. Основными орудиями труда тогда были кирка, кувалда, лом, заправленный зубилом. Породу взрывали и затем ровняли вилами. Крепкие валуны приходилось взрывать еще раз. Кувалдами, вручную, разбивали камень на мелкие фракции. 

В том же - 1933 году первый автопоезд с продукцией, добытой на Западно-Балаклавском карьере, отправился на железнодорожную станцию в Севастополе. Откуда, после торжественного митинга, известняк на железнодорожных платформах отправился на Керченский металлургический завод. 

Конверторная плавка балаклавского известняка в Керчи дала прекрасные результаты. Промышленные испытания показали, что флюсы с Западно-Балаклавского карьера обладают необходимой прочностью и не содержат вредных примесей. Поэтому при выплавке чугуна хорошо отшлаковывались содержащиеся в руде породы, сократилось время плавки и возрос выход нужного стране металла. 

По результатам испытаний вышло правительственное решение о создании на базе Западно-Балаклавского карьера рудника по добыче флюсов. В том же 1933 году, было создано строительное управление «Крымнерудстрой». Вышло распоряжение Наркомтяжпрома СССР об обеспечении жильем работников строящегося горного комбината. Начато строительство 17-километровой железнодорожной ветки от станции Инкерман-II до станции Балаклава. В 1934 году в адрес рудоуправления пришли первые три десятка трехтонных автомобилей ЗИС-5, появились первые экскаваторы, начала работать железнодорожная ветка, на предприятии работало уже более 200 человек. В 1935 году открылось регулярное грузовое железнодорожное сообщение с Керченским металлургическим заводом, горняки Балаклавского рудоуправления начали отправлять по 120 вагонов флюсового известняка ежедневно. 

1936 год вошел в историю как год пуска в эксплуатацию горнорудного комплекса на базе Западно-Балаклавского месторождения. Распоряжением Главного Управления металлургической промышленности СССР в число действующих предприятий Советского Союза вошло «Балаклавское рудоуправление им. А.М.  Горького треста «Нерудсталь».

Промышленная разработка Западно-Балаклавского карьера была прекращена в 60-х годах прошлого столетия, силами и за счет БРУ проведена рекультивация. В настоящее время, благодаря профессиональной работе специалистов Балаклавского рудоуправления, бывший карьер подготовлен к освоению уже как территория для рекреационного развития в интересах жителей и гостей Балаклавы.

Ранее по теме

БРУ предлагает правительству Севастополя несколько вариантов развития Балаклавы - Шмельков

БРУ позиционирует себя как строительное предприятие – Шмельков

Пуск грузовой части Крымского моста позволит продукции Балаклавского рудоуправления широко выйти на рынок РФ

Балаклавское рудоуправление за четыре года перечислило и бюджет более 1,2 млрд рублей

Экономическое состояние Балаклавского рудоуправления стабильное, несмотря на пандемию

АО «Балаклавское РУ» защищает интересы Балаклавы и Севастополя