Анатолий Туманов: «Херсонес продолжает терять свой аутентичный вид»

Реставратор первой категории памятников каменного зодчества Анатолий Туманов публично выступил против намерений руководителей музея-заповедника «Херсонес Таврический» продолжать так называемое благоустройство исторического объекта.

Об этом Туманов  написал на свой странице в сети Фэйсбук:

«Херсонес продолжает терять свой аутентичный вид, свою привлекательность, именно, как исторический объект. Я не могу на это смотреть спокойно, поэтому завтра, в понедельник 26 октября к 9:00 иду на одиночный пикет к городскому Правительству, чтобы привлечь внимание руководителей города к этой проблеме. 

Проведение именно этих работ по "благоустройству" городища я уже пытался предотвратить на стадии общественного обсуждения Государственной историко-культурной экспертизы. 5 июня 2020 года мной были направлены возражения и предложения в Департамент охраны культурного наследия. Это был 12-й день с начала опубликования экспертизы на сайте Минкульта РФ. Несмотря на то, что общественные обсуждения должны проходить 15 рабочих дней, в этот же день (5 июня) обсуждение было остановлено и появились сведения об отсутствии предложений. На мою жалобу о необоснованном закрытии общественных обсуждений ГИКЭ, пришёл ответ о скорректировании сроков обсуждения и далее - обыкновенная отписка о том, что всё в норме. 

Публикую текст моих предложений и комментариев со статьями Законов по происходящим фактам. 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

к Акту государственной историко-культурной экспертизы раздела проектной документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический» по адресу: г. Севастополь, ул. Древняя, д. 1

Изучив и проанализировав данный документ, я прихожу к выводу, что само проведение временного фестиваля «Исторический парк – Херсонес Таврический» в 2020 г на территории городища Херсонеса Таврического, а соответственно и проведение государственной историко-культурной экспертизы по данному мероприятию расходятся с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Согласно ст.5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия». 

- Проведение вышеуказанного фестиваля не является работами по сохранению объекта культурного наследия (ОКН) или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды ОКН. Установление различных конструкций приведёт к увеличению объёмно-пространственных характеристик на территории памятника. 

Статья 47.2. Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия
1.Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
3. В отношении объекта археологического наследия, включенного в реестр, выявленного объекта археологического наследия устанавливаются требования к обеспечению сохранности объекта археологического наследия (требования к обеспечению неизменности внешнего облика, сохранению целостности, структуры объекта археологического наследия).

- Нет нигде указаний о каких-либо работах, кроме работ по сохранению ОКН. 

Статья 47.3. Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия 

1) При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:

2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры;

5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

- Требования к содержанию и использованию ОКН везде указывают на соблюдение аутентичности памятника. 

6) не использовать объект культурного наследия под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;

- Устройство фестиваля противоречит данной норме, так как мощные динамики будут оказывать динамическое и вибрационное воздействие на древние строения. 

4. В случае, если содержание или использование объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта культурного наследия и (или) предмета охраны данного объекта культурного наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, устанавливаются следующие требования:

1) к видам хозяйственной деятельности с использованием объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия либо к видам хозяйственной деятельности, оказывающим воздействие на указанные объекты, в том числе ограничение хозяйственной деятельности;

2) к использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия при осуществлении хозяйственной деятельности, предусматривающие в том числе ограничение технических и иных параметров воздействия на объект культурного наследия;

3) к благоустройству в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр;

- Устройство фестиваля может привести к ухудшению состояния данного объекта так как, это связано с воздействием тяжёлой техники, тяжёлых конструкций, давящих на культурный слой. Установленное оборудование и деревянные настилы являются пожароопасными конструкциями, изменяющими внешний вид памятника. В прошлом году при проведении аналогичных работ были повреждены некоторые античные строения.

Помимо этого, будут нарушаться права граждан, прописанные в ст. 47.4 указанного закона, гарантирующие доступ к культурным ценностям, популяризацию объекта культурного наследия, использования его при осуществлении научной, культурно-просветительной, образовательной, туристской, экскурсионной и (или) религиозной деятельности. В настоящее время эти права уже нарушаются вследствие использования части городища для проведений аналогичных проектов. Так Цитадель III в. до н.э. уже два года используется этим же Фондом «Моя история», ограничившим доступ посетителей на данную территорию. 

Также нарушаются ст.26.1 и ст.27 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», где сказано, что «музей-заповедник обеспечивает сохранность переданных ему объектов культурного наследия и доступ к ним граждан, а также осуществляет сохранение, изучение и популяризацию указанных объектов». 

Целями создания музеев в Российской Федерации являются:
- осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности;
- хранение музейных предметов и музейных коллекций;
- выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
изучение музейных предметов и музейных коллекций;
- публикация музейных предметов и музейных коллекций.

Целями создания музеев-заповедников в Российской Федерации наряду с целями, указанными в части первой настоящей статьи, являются также обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов.

Целями создания музеев-заповедников в Российской Федерации наряду с целями, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, могут являться обеспечение режима содержания достопримечательного места, отнесенного к историко-культурному заповеднику, или ансамбля, сохранение в границах территории музея-заповедника исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами, народных художественных промыслов и ремесел, осуществление экскурсионного обслуживания, предоставление информационных услуг, а также создание условий для туристской деятельности.

Музеи, в том числе музеи-заповедники, наряду с деятельностью, направленной на достижение целей, указанных в частях первой - третьей настоящей статьи, могут осуществлять образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
Создание музеев в Российской Федерации для иных целей не допускается. 

- Таким образом, планируемое проведение фестиваля выходит за рамки допустимой деятельности ФГБУК ГИАМЗ «Херсонес Таврический». 

Более того, Херсонес Таврический и его Хора включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, в связи с чем, объект имеет международный охранный статус. В соответствии с п.172 Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия от 1972 г., в случае проведения на территории объекта всемирного наследия ЮНЕСКО или его буферной зоны крупномасштабных восстановительных или новых строительных работ, необходимо провести оценку воздействия предполагаемого нового строительства на выдающуюся универсальную ценность объекта всемирного наследия, которая выполняется в соответствии с «Руководством ИКОМОС по осуществлению оценок воздействия на наследие в отношении объектов всемирного культурного наследия», и представить отчёт о данной оценке воздействия на рассмотрение и согласование Комитету всемирного наследия в Центр всемирного наследия (Секретариат Комитета). 

С целью оказания содействия Комитетом всемирного наследия в вопросе поиска альтернативных строительных решений, гарантирующих полную сохранность выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия, в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о такой необходимости, международным правом предусмотрено направление указанных материалов до начала проведения работ. 

На основании вышеизложенного, ввиду несоответствия заключения экспертизы законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия, международным актам об охране всемирного наследия, прошу Вас отказать в согласовании Акта государственной историко-культурной экспертизы раздела проектной документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический» по адресу: г. Севастополь, ул. Древняя, д. 1 в составе проектной документации «Художественный проект благоустройства и приспособления территории Государственного историко-археологического музея-заповедника Херсонес Таврический, в рамках проведения временного фестиваля «Исторический парк – Херсонес Таврический» в 2020 г.», разработанной ООО «ЭкспоСервисПрофи» по заданию Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история».

Ранее по теме

Севастопольский реставратор: в городе сложилась нездоровая ситуация с сохранением памятников истории и культуры

«Севастопольские реставрационные мастерские» являются необходимым условием сохранения культурного наследия города – Пряшников 

Строительная халтура годовой давности в сквере у Владимирского собора до сих пор не переделана – реставратор

«Штык и Парус» нуждается в завершении реконструкции накануне 75-летия Великой Победы по соображениям безопасности - общественник