Правительство РФ хочет существенно снизить расходы на здравоохранение несмотря на высокую смертность россиян

Во внесенном в Госдуму проекте бюджета в 2021 г. предлагается уменьшить федеральные расходы на здравоохранение до 1,1 трлн руб. Это на 162 млрд руб. меньше расходов текущего года. С таким подходом согласны далеко не все. Об это пишут «Ведомости».

В 2020 г. из-за дополнительных трат в связи с пандемией коронавируса совокупные госрасходы на медицину выросли с 3,5 до 4,1% ВВП. В будущем году ожидается их сокращение до 3,8% ВВП, следует из данных Федерального казначейства и Минфина. По данному показателю Россия занимает 65-е место в мире, уступая многим странам. Например, в 2018 г. расходы на медицину в США составляли 14,3% ВВП, в Германии – 9,5%, в Польше – 4,5%.

Недостаток финансирования приводит к дефициту кадров, повышенной нагрузке на медиков и, самое главное, неравенству в доступе к качественной охране здоровья в разных регионах. Чем беднее регион, тем сложнее получить бесплатную медицинскую помощь и меньше возможностей решить проблему, обратившись в частные клиники. В совокупности эти факторы способствуют повышенной смертности граждан трудоспособного возраста.

Состояние отечественной медицины считают самой важной проблемой 34% жителей России (тот же коронавирус сам по себе беспокоит меньшее число людей – только 20%), показал сентябрьский опрос IPSOS. Данные IPSOS коррелируют с проведенными в сентябре 2020 г. опросами фонда «Общественное мнение»: 49% уверены, что дела в медицине обстоят плохо, полностью довольны нашей медициной только 10%. 

Россия с 1990-х годов взяла курс на коммерциализацию медицины. Введение рыночных принципов в здравоохранении делает выгодным наличие больных, а не здоровых людей. «Более 20 лет реализуется идея перекладывания расходов на здравоохранение на плечи самих граждан», – уверен профессор ВШЭ Василий Власов.

Реформа здравоохранения привела к расслоению граждан в доступе к качественной медицине, что признают 48% россиян, по данным опроса IPSOS. Благосостояние топ-5 олигархов России за время вспышки ковида выросло на 6 триллионов руб. В то же время государственные консолидированные расходы всей системы здравоохранения за год — 4 трлн рублей.

За первую половину 2020 г. смертность людей трудоспособного возраста в России была на уровне 512 на 100 000 человек, сообщили в Росстате. Это примерно на 4% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Существенный «вклад» внесла пандемия. Только за март–август с диагнозом «коронавирус» умерло 17 176 человек (1,7% заразившихся). В России этот показатель лучше, чем во многих странах. Однако на общие показатели смертности повлияла не только эпидемия.

За восемь месяцев этого года в России скончалось на 71 700 человек больше, чем за аналогичный период 2019 г. (данные Росстата). Президент «Лиги пациентов» и член Экспертного совета при правительстве РФ Александр Саверский убежден, что рост смертности обусловлен не только стрессом от самоизоляции и спровоцированными им заболеваниями, но и переносом планового лечения части больных.

Отечественная медицина хронически недофинансировалась долгие годы. За последние три десятилетия госрасходы на здравоохранение редко превышали 3,5% ВВП. По мировым меркам — это невысокий уровень госрасходов. В странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития  эта доля составляет не менее 6,5% ВВП.

Среднедушевые расходы на здравоохранение в России в 2019 году были в 1,8 раза ниже, чем в «новых» странах ЕС, и в 3,9 раза ниже, чем в «старых» странах ЕС (соответственно — 1010, 1850 и 3950 долларов по паритету покупательной способности), следует из данных Организации экономического сотрудничества и развития.

Ситуацию усугубляет то, что здравоохранение передано в полномочия регионов, бюджеты которых сильно различаются и которые порой устанавливают свои правила. В «бедных» регионах объемы финансирования медицины заметно уступают «богатым», в первую очередь Москве. 

Во многих малых городах и селах заложенные еще в советское время лечебные центры ветшают. В особенно удручающем состоянии находятся объекты первичного медицинского звена. На начало года из 116 865 проверенных зданий 14% были в аварийном состоянии, а в трети из них отсутствовал даже водопровод, показала проверка Счетной палаты.

В целом по стране в поликлиниках насчитывается в 1,5 раза меньше врачей первичного звена и почти в 2 раза меньше медсестер по сравнению с установленными Минздравом нормативами.

Лучше всего с финансированием медицины в 2019 году было на Сахалине, Чукотке и Ненецком АО. Хуже всего в республиках Северного Кавказа (1,4 прожиточных минимума, в среднем по России – 2,1), а также Ивановской и Смоленской областях (1,5). Часто у аутсайдеров по финансированию выше среднего показатели смертности.

В регионах России (без национальных республик), где вложения были выше среднего по стране (более 2,1), умирал 103 чел. на 10 000, а где существенно меньше (ниже 1,5), смертность была в полтора раза выше – 146 чел. на 10 000.

Заболеваемость в России с каждым годом все выше: в 1990 году болело 0,96 млн человек, а в 2019 году – 1,15 млн, следует из данных Росстата. За тот же период примерно в 2 раза выросло число больных на 1 койку и примерно на треть — нагрузка медперсонал. Одновременно в последние годы наблюдался рост летальности (умерших среди выписанных из больницы).

Перерабатывать врачей заставляют финансовые условия. Базовый оклад врачей в государственном секторе в зависимости от региона колеблется от 20 000 до 35 000 руб., среднего медперсонала – от 10 000 до 20 000 руб. Из-за низких базовых ставок медработники трудятся в 1,5–2 раза выше нормы.

Проблема дефицита и перегруженности врачей первичного звена особенно остро ощущается на фоне сокращения стационаров. Как следует из данных Росстата, по сравнению с 1990 г. число больничных коек уменьшилось с 2,03 млн до 1,1 млн.

Как повысить качество здравоохранения, спорят не первый год. Проблему даже закрепили новой поправкой в Конституцию: отметили необходимость «установления единых правовых основ системы здравоохранения».

В течение двух лет реализуется нацпроект «Здравоохранение», который призван устранить кадровый дефицит, расширить профилактику населения, снизить смертность. До конца 2024 г. на эти цели выделено 1,7 трлн руб.

Существенных успехов удалось добиться в снижении детской смертности. Однако значительная часть показателей осталась невыполненной. Минздрав не смог организовать снижение смертности среди людей трудоспособного возраста: по данным Росстата, в 2019 г. она должна была составить 437 на 100 000 человек, а фактически была 470 на 100 000. Не удалось уменьшить больничную летальность от онкологии, инфарктов, инсультов, повысить число врачей на душу населения, а также укомплектованность и обеспеченность средним медперсоналом.

Ключевой вопрос – финансирование. ВОЗ рекомендует минимально допустимый порог госрасходов в 6–7% ВВП. Расходы на здравоохранение необходимо увеличить минимум в 1,5 раза.

Повысить качество управления медициной помог бы не только зарубежный, но и отечественный опыт. Необходим хотя бы частичный возврат к системе планирования. Управление должно быть более централизованным: в государственном секторе здравоохранения — директивные методы, а в частном – индикативные (рекомендательные).

Ранее по теме

Нацпроект "Здравоохранение" не выполнен почти наполовину

В Севастополе отмечен 70-процентный рост севастопольцев, желающих получить лечение за пределами города

Севастопольцы предпочитают лечиться в Симферополе и Москве

Директор департамента здравоохранения Севастополя Сергей Шеховцов 26 февраля в ходе отчета в заксобрании Севастополя согласился с выводами комиссии федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, которая проверяла работу его ведомства. Чиновник признал главный вывод о том, что в государственной медицине города присутствует дезорганизация.

Врио губернатор Михаил Развожаев после критики депутатов поручил проверить закупки департамента здравоохранения Севастополя.