Правительство РФ может подорвать отрасль рыбодобычи новым запретом

Готовящиеся поправки в Кодекс торгового мореплавания могут негативно отразиться на добыче рыбы, следует из заключения комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

Речь о поправках, которые разработало правительство: они предполагают запрет перегрузки опасных и вредных веществ с судна на судно за пределами морских портов во внутренних морских водах, в территориальном море России и в исключительной экономической зоне. К таким веществам, согласно действующему кодексу, например, относится перевозимая нефть, сжиженный газ и т.д.

Комиссия РСПП указывает, что новые правила затронут также и рыбопромышленников. Дело в том, что опасным веществом по действующему законодательству также считается и рыбная мука: ее делают в море из отходов от переработки рыбы, и в дальнейшем продают на экспорт, в основном предприятиям аквакультуры в качестве компонента корма для рыбы. По Международному кодексу морской перевозки опасных грузов, она признана веществом, способным к самовозгоранию.

Сейчас рыбаки для освобождения мощностей периодически перегружают муку на транспортные суда и отправляют в порт. Если поправки Кодекс торгового мореплавания в таком виде будут приняты, то, например, во время минтаевой путины рыбакам придется каждые 20-25 дней направлять рыбопромысловые суда в порты, чтобы перегрузить муку. Путь до порта и обратно, учитывая стоянку, занимает в среднем около 10 суток. Потеря промыслового времени приведет к недовылову, а затраты увеличатся примерно на 100 млн руб. за один такой рейс. Это приведет к существенному росту себестоимости рыбопродукции. 

А производство рыбной муки станет нецелесообразным, говорит президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак. Дальневосточные предприятия могут потерять до 10 млрд руб. ежегодного дохода от ее реализации. Для минтаевого промысла это 5-6% от суммарного дохода предприятий, добавляет он.

РСПП уже направил в Государственно-правовое управление президента предложение не запрещать перегрузку рыбной муки с судна на судно для рыбопромышленников.

Правительство знает о такой позиции бизнеса, говорит Марта Галичева, представитель вице-премьера Виктории Абрамченко. По ее словам, проект еще будет дорабатываться, мнение бизнеса будет учтено. Представитель Росрыболовства заверил, что агентство совместно с Минтрансом прорабатывает поправки, которые позволят не распространять ограничения на рыбопромышленников.

По мнению представителя РСПП Германа Зверева, новое законодательство может нанести сильный удар по предприятиям, которые строят суда по программе инвестиционных квот. По ней компании размещают заказы на строительство судов на российских верфях и получают дополнительные квоты на добычу рыбы. Сейчас строится 56 таких рыбопромысловых судов для производства рыбного филе, говорит он. Каждое из таких судов может добывать до 60 000 т рыбы в год, и к ним законодательно установлены требования по производству рыбной муки, говорит президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (в нее входят предприятия Русской рыбопромышленной компании), Алексей Осинцев. 100% переработка отходов основного производства в рыбную муку – важный аспект сохранения экологии, добавляет Осинцев. Зверев говорит, что при производстве филе минтая отходы составляют 70% от веса улова.

Ранее по теме

Развивать Балаклаву хотят ее жители: рыбаки, экологи, рестораторы – Кондаков

Красная икра подорожает на 60%

Разрешение собственникам маломерных судов выходить в море и ловить рыбу не облегчила жизнь бизнеса Балаклавы - Лобач

Севастопольцам разрешили рыбачить с катеров и записываться в МФЦ

Рыбаки России просят избавить их от избыточного контроля ФСБ и ветеринаров

Россияне петицией добиваются обнуления налогов за третий квартал

Владельцы маломерных судов Севастополя хотят в море МСП