Яхтенная марина в Балаклаве столкнет интересы толстосумов и жителей города

Мы и раньше догадывались, что проект яхтенной марины в Балаклавской бухте не отвечает интересам жителей этого небольшого городка. А сейчас еще больше убеждаемся в том, что он может стать катализатором протестных настроений в обществе. Потому что практически вся Балаклавская бухта превратится в одну большую марину.

Департамент архитектуры и градостроительства Севастополя опубликовал проекты планировки и межевания яхтенной марины, который сейчас обсуждается онлайн. И к этому документу больше вопросов, чем ответов.

Строительство марины, в которую только государство вложит почти 7 млрд рублей в рамках Федеральной целевой программы социально-экономического развития Крымского полуострова до 2024 года, должны начать в 2021 году.  Протяженность марины составит четыре километра. В территорию будущего объекта включены восточный и западный берега Балаклавской бухты и часть самой Балаклавы.

Севастопольский архитектор Сергей Пушкарев раскритиковал проект яхтенной марины. Он, в частности, пишет:

«В Севастополе существуют ряд значительных по площади стоянок для маломерных судов, самая большая из которых находится в устье Стрелецкой бухты. Функционально данные комплексы являются объектами местного уровня и обеспечивают потребности, прежде всего, населения Севастополя, в плавсредствах для отдыха и спортивного рыболовства. Заявленная идея о создании общероссийского и даже международного уровня яхтенного комплекса в Балаклавской бухте выглядит как субъективное желание, не подкрепленное объективными предпосылками, особенно в свете восприятия Крыма со стороны многих стран современного мира.

Балаклавская бухта является ярким примером уникальных природных явлений, которые могут быть отнесены к охраняемым историческим природным доминантам города, наряду с окружающими ее холмами и остатками Генуэзской крепости, а также ее охранной зоной. Охране подлежит как сама бухта с ее визуальными перспективами, так и исторически сложившиеся виды деятельности на акватории (водные связи малых судов с пляжами, рыболовецкая инфраструктура с ее причалами). Предлагаемый к реализации проект в корне меняет ландшафт местности, девальвирует основу главной достопримечательности Балаклавы — ее ансамбль природы и средневековой архитектуры.

Расчетный анализ позволяет определить, что большая часть бухты будет занята яхтами (ориентировочно, 10 га из 15 га самой бухты, пригодных для причальных стенок). Это означает повышение опасности загрязнения как морской воды, так и воздушного бассейна, так как все современные яхты оснащены двигателями на жидкостном топливе, используемыми при маневрировании.

Для эксплуатации целого яхтенного «поселения» необходимы такие ресурсы, как чистая водопроводная вода, условия для отвода и очистки использованных водных ресурсов, а также электроэнергия и, возможно, газовые сети. Если обострить оценку, речь идет о размещении жилого поселка на воде со всеми видами инфраструктуры, включая стоянки для автомобилей, в непосредственной близости от акватории бухты (так или иначе с обслуживанием «марины» будет связано значительное количество автотранспорта — гостевые стоянки, подвоз продуктов, оборудования и т.д.).

Формирование яхтенной стоянки на 600 мест повлечет за собой наличие мощной ремонтной базы, которая займет максимально ценные для общественного использования береговые зоны бухты. В целом суммарные нагрузки на ограниченные горами и морем территории возрастут многократно, что, очевидно, недопустимо.

Инициаторы проекта и его исполнители не учитывают социальную подоплеку ситуации, а именно, отношение местного населения к подобного рода инициативам. Очевидно, что для города эта «ахтенная марина» будет являться непомерным грузом, не улучшит, а ухудшит условия проживания, повысит социальную напряженность из-за сталкивания интересов жителей Балаклавы (рыбаки, морские связи с пляжами) и имущественно и социально чуждых им владельцев запредельно дорогих «коттеджей под парусом».

Напомним, что в июне 2020 года генеральный директор дирекции по управлению ФЦП Андрей Никитченко заявил «Российской газете» о том, что развитие Балаклавы, Севастополя должно быть комплексным, на базе растущих отраслей экономики, интегрированных в российское экономическое пространство. 

«Для Севастополя Балаклава может стать интересным и перспективным ядром. Но сама по себе Балаклава яхтенный туризм на полуострове не создаст. Эта полноценная отрасль возникнет только в том случае, если охватит весь крымский полуостров и российское побережье Краснодарского края», - сказал Никитченко.

По его словам, «без создания единой черноморской яхтенной инфраструктуры сама Балаклава станет лишь площадкой девелоперского проекта с невысокой эффективностью для инвесторов, а на месте потенциального уникального ядра города появится малоперспективный анклав, вызывающий раздражение у жителей других районов».

Чтобы этого не произошло, по инициативе дирекции по управлению ФЦП разрабатывается обоснование проекта создания инфраструктуры яхтенного туризма вдоль всего крымского полуострова.

Ранее по теме

Проект международной яхтенной марины в Балаклаве нужно сделать более скромным и убрать из него железнодорожный вокзал - Шестак

Поручение Путина относительно строительства международной яхтенной марины в Балаклаве не выполнено. Что пошло не так и почему?

Локальное развитие элитного яхтенного туризма в Балаклаве вызовет раздражение горожан

Севастополь сегодня не развивается, а растет количеством населения

Развитие Севастополя соответствует четвертому технологическому укладу