Инвестиционный парадокс Севастополя
Как так получается, что Севастополь – самый растущий город России, а инвестиционная активность тут крайне низкая? Можно искать разные причины, но наиболее значимая – отсутствие внятных правил игры и работающего правового поля.
Мне могут возразить – ну как же, у нас столько всего напридумано за эти годы. И департамент приоритетных проектов был – упразднили. И Совет по стратегическому развитию создан – не работает. И приоритетные проекты выделялись – хорошо, что хотя бы часть силой энтузиастов живет, те же Федюхины высоты и Большая Севастопольская тропа. Хотя, где проект Терруар? Где комплексное развитие Балаклавы?
И законов у нас напридумано. Только они не работают. Например, Закон города Севастополя от 8 июня 2018 года № 418-ЗС "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя, в аренду юридическому лицу без проведения торгов»
В пояснительной записке Департамента экономического развития даже написано, зачем он был разработан: для «борьбы с негативными последствиями» - «затягиваним сроков размещения объектов, имеющих важное социально-экономическое значение», и «снижением инвестиционной привлекательности Севастополя».
Однако, когда читаешь сам закон, из него самого совершенно неясно, для чего он вообще. В чем особенная нужда выделять земельный участок без проведения торгов? Чтобы что?
Привлечь инвесторов? – является ли это для них важным критерием, их кто-то спрашивал?
Упростить … что? Могут в итоге долго, месяцами, как это было с БРУ, согласовывать специнвестконтракт.
Снизить транзакционные издержки правительства? Где и насколько?
У инвестора, как известно, два риска в торгах:
- увеличится цена. При этом есть шанс, что конкурентов не будет. Тогда что, торги не будут проводиться? Т.е. этот закон и так про те единичные проекты, которые рассматривают территорию Севастополя в конкретный момент времени?
- он не победит. Захочет победить в конкурентной борьбе – подаст лучший проект. Чем это плохо для города?
Если на торгах цена вырастет, то для инвестора интересно, что будет с арендной платой, какие будут льготы на период инвестирования. И принятие решения будет учётом этих условий.
Совсем не ясно, где земельные участки, которые попадают под такую раздачу? Где их можно видеть? Сколько их? Где их паспорта?
Но дальше мы подходим к самому интересному: в Законе указан минимальный уровень налоговых поступлений – не менее восьми миллионов рублей с гектара для промышленных предприятиях, т.е. 800 рублей с одного кв.м. в год. Зачем это инвестору, тогда как согласно постановлению ПП-219 без учёта скидок и льгот при средней кадастровой стоимости квадратного метра земли, например, с видом разрёшенного использования «Промышленность» (6.0) в размере 1 645 рублей налог будет составлять 40 рублей.
В 20 (Двадцать)!!! раз меньше.
Сложности на самом деле начинаются с появлением «инвестиционного соглашения». Которое может быть любым (ссылки на типовое нет), содержать массу иных критериев, которые в целом могут привести к значительным временным затратам инвестора и материальным затратам на предпроектные работы и согласования, а на стадии утверждения инвестсоглашения совершенно обнулиться.
Не знаю также, понимали ли авторы, что такое «высокотехнологичные производства», тем более не ясно, почему инвестиции в них меньше (там, где высокие технологии, капиталоёмкость также высокая). Или сюда включены гуманитарные технологии, например?
Какой сигнал даёт исполнительная власть инвесторам этим законом? Что без торгов влезть в предельно непрозрачную процедуру согласования инвестсоглашения и попасть на арендную ставку в 20 раз больше, чем при обычных условиях?
Что от этого закона городу Севастополю? В части улучшения инвестклимата – ничего, что и показывают фактические результаты – очереди инвесторов не наблюдается. Впрочем, интересует ли вообще кого этот пресловутый инвестклимат в городе?
Юрий Кондаков, председатель Крымского отделения Союза отцов России
Ранее по теме
Путин пообещал Крыму и Севастополю 1 трлн рублей частных инвестиций
Севастополю придется заняться своим развитием, чтобы не попасть в ловушку дотационности - Никитченко
Севастополь сегодня не развивается, а растет количеством населения
Развитие Севастополя соответствует четвертому технологическому укладу
Рост качества жизни в Севастополе увидели в Москве, увидеть бы его горожанам
Одна из 10 российских компаний может закрыться в 2021 году
Бизнес-омбудсмен РФ прогнозирует массовые банкротства среди получателей льготных кредитов
Количество региональных банков стремительно сокращается, в том числе, по объективным причинам
Из крупнейших российских банков происходит отток вкладов
Прямые иностранные инвестиции в российские компании снизились почти в 4 раза