Юрий Кондаков: О вариантах управления развитием Балаклавы
Общественность сегодня продолжает активно дискутитровать относительно способов развития Балаклавы и ее бухты. Очевидно, что сводить такое развитие только к созданию международной яхтенной марины - значит смотреть слишком узко.
Член Национальной академии дизайна Юрий Кондаков размышляет в своем блоге, какие принципы, пути и способы могли бы изменить жизнь территории к лучшему с учетом широкого вовлечения специалистов в процесс.
Юрий Кондаков пишет:
Когда нами в 2016 году началась разработка по поручению Президента РФ предложений по гражданскому развитию Балаклавской бухты, мы весьма озадачились, какая организационная и правовая конструкция должна быть у такого масштабного проекта.
С одной стороны, мы уже разработали механизм запуска проектов – положение о проектной деятельности (Постановление Правительства Севастополя от 05.12.2016 г. №1155-ПП «Об организации проектной деятельности в Правительстве Севастополя» и Указ Губернатора города Севастополя от 12.12.2016 г. № 92-УГ «О Совете по стратегическому развитию и приоритетным проектам города Севастополя»).
Запустить – да, запустили, а дальше? Нужны были механизмы реализации проекта. Реализация проекта точно требовала создания нового органа управления – ни местная администрация Балаклавы, ни Правительство Севастополя в принципе не могли быть таковыми. Во-первых, потому что не могут и не должны чиновники заниматься развитием, а во-вторых, потому что такой крупный проект по сути не сомасштабен региону, он настолько амбициозен и его границы даже не общероссийские, а международные. В связи с этим встал вопрос о создании управляющей структуры и особого режима работы на территории.
Имея большой опыт в осуществлении различных проектов, мы проработали различные варианты, задействовав экспертное сообщество. Благодаря Денису Молоткову в том числе был рассмотрен к тому времени уже показавший результат на Дальнем востоке механизм ТОРов – территорий опережающего развития. Механизм ТОР лучшим образом подходил для таких целей – управляющая компания могла иметь прямое федеральное подчинение, получить существенные полномочия в вопросах пространственного развития, задавать режимы деятельности резидентов и т.д.
Да, нужны были согласования с Минэкономразвития (которое, справедливости ради, было весьма готово) по изменению свободной экономической зоны Крыма и Севастополя и выделения из неё территории для реализации проекта с созданием ТОР (а это не только Балаклава, которая к тому моменту и городом де-юре не была, но и границ не было) – в общей сложности от 2 до 4 тысяч гектар.
Соответственно, вместе с самой концептуальной частью проекта развития Балаклавы как международного центра туризма, в середине февраля 2017 года Президенту РФ были направлены предложения по созданию ТОР Балаклава.
Однако, как известно, не найдя общий язык с тогдашним руководством Севастополя, мы перестали заниматься проектом, и в целом реализация проекта существенно потеряла темпы. Так, например, проектные работы, которые велись в 2020 году и не закончены поныне, должны были начаться еще в 2017 году.
Летом оказалось, что мы либо просто предусмотрели, либо удалось донести мысль, но по итогам поездки Президента в Севастополь 18-20 августа 2017 года в числе поручений (Пр-1172) появилось одно, напрямую касающегося нашего вопроса:
Правительству Российской Федерации совместно с Минобороны России, органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя принять необходимые решения, направленные на гражданское развитие района Балаклавской бухты, предусмотрев строительство яхтенной марины, благоустройство набережных и прилегающих территорий, а также определив организационно-правовую форму организации, осуществляющей функции по управлению этим районом и его развитию (с учётом ранее данных поручений). Ответственный – Медведев Дмитрий Анатольевич, срок исполнения 15 декабря 2017 года. Насколько известно, данное поручение Правительством Севастополя выполнено не было ни в срок, ни в целом.
К счастью, законодатель не стоит на месте, и по итогам анализа эффективности ТОРов была проработана «обновлённая версия» - закон об специальных административных районах (САР).
Сказать, что это идеальная схема – вряд ли. Однако для такого проекта, как развитие Балаклавы (здесь мы не ведем речь только о том, что Правительство Севастополя затевает в Балаклавской бухте), сложив пул различных проектов, от малых частных инициатив до крупных государственных и корпоративных, механизм САР мог бы стать вполне рабочим.
Ранее по теме
ОАРы в Крыму и Севастополе могут стать территориями экономического роста – Кондаков
Крым и Севастополь защитят от санкций конфиденциальностью инвесторов
В Севастополе нет важнейшего средства для лечения пневмонии - Кондаков
Санкции ЕС против России противоречат интересам Евросоюза - МИД РФ
Подъем артефактов с дна Балаклавской бухты может стать крупным международным проектом - Шестак
Экологическая очистка Балаклавской бухты должна предшествовать работам по ее дноуглублению – Шестак
Архитектор Александр Гладков: Балаклавцы хотят город для себя, а не для кучки миллиардеров
В проекте яхтенной марины в Балаклавской бухте не просчитаны экологические риски - Мильчакова
Развивать Балаклаву хотят ее жители: рыбаки, экологи, рестораторы – Кондаков
Проект яхтенной марины в Балаклавской бухте требует экологической доработки - ученый
БРУ предлагает правительству Севастополя несколько вариантов развития Балаклавы - Шмельков